Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

6947 просмотров

Врач, дающий надежду

В отделении радиологии медцентра ЗКГМУ работает замечательный врач Клара Джангалиева. В 75-м году она приехала из Уральской области, поступила в мединститут, вышла замуж и осталась в Актобе. Год после института акушер-гинеколог была инспектором обл­здрава, совмещала это с работой в роддоме.

На фото: Клара Джангалиева 40 лет работает в кабинете лучевой диагностики медцентра ЗКГМУ. «Рак можно эффективно лечить, внедряются новые методы, оборудование. Главное, не запустить болезнь», – говорит она. || Фото автора

В отделении радиологии медцентра ЗКГМУ работает замечательный врач Клара Джангалиева. В 75-м году она приехала из Уральской области, поступила в мединститут, вышла замуж и осталась в Актобе. Год после института акушер-гинеколог была инспектором обл­здрава, совмещала это с работой в роддоме. Потом ее пригласили в онкодиспансер. Там очень нужен был радиолог, врач, занимающийся лучевой терапией. 70% онкобольных лечат именно таким методом. Предполагалось, что Клара Гадиловна будет лечить больных с женскими болезнями, но она обучилась в институте рентгенрадиологии и стала лечить и мужчин, и женщин. С тех пор прошло 40 лет.

Иногда к ней приезжают больные из других городов, заглядывают в дверь: «Вы меня помните, я у вас лечилась?» Но разве всех упомнишь, говорит врач. Одна пациентка (у нее была опухоль мозга) приехала с Байконура. Даже родила после лечения.

– Наши пациенты особенные. Часто они приходят в депрессии, смотрят на тебя, как на Бога, и твое дело дать надежду. Без этого человек сгорит раньше времени. Благо, надежду дать можно, и реальную. Сегодня у нас такое оборудование, о котором раньше мы даже не мечтали. С ноября прошлого года у нас установили линейный ускоритель. Оборудование позволяет до облучения провести компьютерное планирование, рассчитать дозу и поля, чтобы максимально облучить саму опухоль и минимально здоровые ткани. То есть лечение более эффективно. Но, к сожалению, больных меньше не становится. Я, например, должна в день принимать 12 больных, принимаю до 19. Как я могу перед ними закрыть дверь? Для онкобольного каждый день дорог.

По словам врача, в 70-80 годы больше было больных с раком пищевода, позже на первое место вышел рак легкого, а сейчас чаще приходят с раком молочной железы. Причем заболевают им молодые женщины, которым чуть за 30. У некоторых онкозаболевание выявляют во время беременности, ее приходится прерывать.

Клара Джангалиева считает, что очень важно, чтобы онкобольному изначально поставили правильный диагноз.

– У нас больного раком легкого могут лечить антибиотиками, могут и физиолечение назначить. Бывает, у больного метастазы в позвоночнике, а ему назначают массажи и прогревание. Конечно, люди и сами должны следить за своим здоровьем. Государство тратит огромные деньги на скрининги, а люди отказываются. Часто читаю в карточке: от ФГДС отказался. А если бы больной обследование прошел, пролечился, может, и до онкозаболевания не дошло бы. И маммографию надо проходить. При ней выявляют опухоль до 1 см, то есть то, что врач может не пропальпировать. Это очень важно. Чем раньше болезнь выявят, тем больше шансов ее вылечить. Но бывает так: даже зная о своей болезни, ходят к экстрасенсам, пьют отвары. К нам приходят, когда мы уже ничем помочь не можем.

Чтобы защититься от онкоболезней, говорит Клара Гадиловна, надо проходить медосмотры, отказываться от жирной пищи, курения, алкоголя, после 50 лет отказаться от бани и загара, чтобы не греть и не взращивать опухоль, превращая ее в рак.

Автор — Светлана КАРАКОЗОВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.