• 8120 просмотров
Учи казахский язык с «Диапазоном» | урок №4
«Диапазон» совместно с управлением по развитию языков продолжает серию обучающих публикаций. Сегодня вы узнаете, как рассказать о своём местоположении друзьям, и как отличить 6 разрядов имён числительных. Учитесь, общайтесь, развивайтесь!
«Диапазон» совместно с управлением по развитию языков продолжает серию обучающих публикаций. Сегодня вы узнаете, как рассказать о своём местоположении друзьям, и как отличить 6 разрядов имён числительных. Учитесь, общайтесь, развивайтесь!
– Сәлеметсіз бе, Марина!
– Сәлеметсіз бе, сіз Наташасыз ба?
– Иә, мен Наташамын.
– Марина, сіз осында тұрасыз ба?
– Иә, мен Ақтөбеде тұрамын. Сіз ше?
– Мен де Ақтөбеде тұрамын.
– Қай көшеде?
– Абай көшесінде.
– Нешінші үйде?
– Жиырма үшінші үйде.
– Нешінші пәтерде?
– Алпыс тоғызыншы пәтерде.
– Міне, қызық! Мен де сол үйде тұрамын. Жиырма сегізінші пәтерде.
– Наташа, ұялы телефон нөміріңіз қандай?
– 8 702 ХХХ ХХ ХХ
Менің ұялы телефон нөмірім
- 8 701 ХХХ ХХ ХХ
Спишите новые слова, выучите их и повторяйте как можно чаще, чтобы закрепить пройденный материал.
ГРАММАТИКА
Сан есім (имя числительное) – часть речи, которая обозначает количество, размер, порядок предмета.
Имена числительные отвечают на вопросы қанша? неше? нешеу? (сколько?), қаншада? (во сколько?), қаншадан? (по сколько?), нешінші? (который?).
Имена числительные делятся на 6 разрядов: есептік - қанша, неше? (количественные – сколько?), реттік - нешінші? (порядковые – который, какой?), жинақтық (собирательные), топтық (разделительные), болжалдық (предположительные), бөлшектік (дробные).
Вопросы барыс септік (дательного падежа) : кімге? кому? неге? Чему?
Аффиксы: -ға/-ге, -қа/-ке.
Значение барыс септік обозначает лицо и объект, к которому направлено действие.
Ответьте на вопросы,
используя слова в скобках
1. Сен журналды қайда қойдың? (үстел-стол)
Мен журналды үстелге қойдым.
2. Сен менің кітабымды қайда салдың? (сөмке-сумка)
....................................................................................................
3. Суретті қайда ілдіңіз? (қабырға-стена)
....................................................................................................
4. Сіз қаламды кімге бердіңіз? (Рүстем)
....................................................................................................
5. Ернұр кімге қарады? (бастық-начальник)
....................................................................................................
Подчеркните сан есім
(имена числительные)
1. Бір айда төрт апта бар.
2. Бір аптада жеті күн бар.
3. Бір жыл мезгілінде үш ай бар.
4. Бір сағатта алпыс минут бар.
5. Бір тәулікте жиырма төрт сағат бар.
6. Бір жылда он екі ай, төрт жыл мезгілі бар.
Из количественных числительных
образуйте порядковые числительные
Үлгі: бес – бесінші, пять – пятый.
Үш - ..., алты - ..., он - ..., жүз - ....
Урок подготовлен ГККП Центр по обучению языкам при ГУ «Управление по развитию языков». По всем вопросам, пожеланиям обращайтесь по тел: 95-41-90 Сабақ аяқталды. Сау болыңыз!
-
Новый мост в Кирпичном откроют в ближайшее время
-
Пенсионер с внуком утонули в машине в Актюбинской области
-
Три футболиста перешли в «Актобе» перед еврокубками
-
Народный репортёр. Перекопали дорогу, недоделали и бросили работать
-
Народный репортер. Сняли нормальный асфальт и два года ничего не делают
-
Народный репортёр. Опять многочасовые пробки на границе
-
Полицейским вручили ключи от служебных машин
-
Жалгас Жумагулов вошел в историю европейского ММА
-
Письмо читателя. Похороны дорогие и даже за место на кладбище надо платить
-
Кому и насколько повысят пенсии и пособия в Казахстане
-
Народный репортёр. Дорога в никуда
Так это же специально сделано, чтобы дети через забор прыгали. А то что за дети, если забор они будут обходить? Этот пешеходный переход сделан для... -
В депо Актобе произошел хлопок. Двое рабочих скончались
85% оказания помощи Работодателя: доставить тела погибших домой, из которых они утром вышли на работу... Даю голову начальника депо на отсечение, что организация втихомолку проводит... -
Обработку земель от саранчи завершают в Актюбинской области
Опять миллиарды грохнули на борьбу с невидимыми виртуальными врагами, так как саранча как бы бывает то и ее вовсе нет. А чиновники за "благими намерениями"... -
Народный репортёр. На аллее у Вечного огня много собак
Ни одному родителю даже в кошмарном сне не приснится его ребёнок, покусанный или заражённый бешенством от бродячих и агрессивных псов. Выход один - отлов и... -
Несовершеннолетнего студента избили толпой и добили ножом: 10 человек получили большие сроки
И потерпевшим тоже надо было дать сроки. Вообще всем участникам кроме убитого. Групповое участие в разборках должно наказываться большими сроками. Чтоб другим был уроком.. -
Не знаешь чем заняться на каникулах? Собери команду и участвуй в городском футбольном турнире
Хорошее начало. Давно надо было такие мероприятия организовать для детей, не только летом, но и зимой. Например, хоккей с шайбой в таком же стиле, между... -
Посредником мошенников в Актобе был приезжий из Костаная
кручу-верчю - запутать хочу 😁 -
Грабитель распылил баллончик в лицо хозяина машины, чтобы убежать от него
Кручу верчу запутать хочу -
Очередное ДТП с боллардами произошло в Актобе
Атрибуты Современной Цивизации проходят мимо Казахстана 😁 -
Народный репортёр. На аллее у Вечного огня много собак
Может люди сами их задирают? Дети например сами могут баловаться, когда ведешь себя спокойно ни одна собака не кидается на человека, тем более бродячие псы,...
Комментарии 0