Главные новости Актобе, Казахстана и мира

5320 просмотров

О чём не знают пассажиры

Водители, уволенные из автопарка, утверждают, что на предприятии нарушаются права рабочих.

Водители, уволенные из автопарка, утверждают, что на предприятии нарушаются права рабочих. Люди вынуждены работать по 17-18 часов в сутки, их выгоняют за невыполнение плана, не платят зарплату, отбирают арендованную технику и жильё. Неоднократные обращения обиженных шоферов в облакимат, прокуратуру, финполицию, суды ни к чему не привели.
Конфликт уволенных водителей с руководством ТОО «Автопарк» продолжается с января 2009 года.

– Поздно вечером 27 января у нас было собрание, – рассказывает водитель с 37-летним стажем Ныгметбай Ермаханов. – Главный вопрос, который стоял на повестке, – почему мы не выполняем план. Я оказался должен автопарку 73 тысячи тенге, а напарник – 64 тысячи. Нам дали два дня сроку, чтобы погасить задолженность. После этого уволили и потребовали освободить арендуемые квартиры. Я не стал освобождать квартиру, так 10 февраля сотрудники автопарка приехали, взломали дверь и избили женщин, которые в это время находились дома.

По словам Ныгметбая Ермаханова, водителям приходилось работать почти бесплатно. Горючее они приобретали на предприятии за свой счёт по завышенным ценам, по 2 тысячи в день платили кондукторам. Кроме того, в автопарке чётко отлажена система поборов.

– Ежедневно мы должны были платить по 500 тенге механику и диспетчеру, – говорит водитель. – Если не отдашь этих денег, на маршрут не выйдешь. Рабочий день у нас начинается в 5 часов утра и заканчивается в 22-23 часа. Посчитайте, сколько остаётся на отдых. Долго ли сможет выдержать такой ритм работы человек? Выходных не допросишься, иногда отпускают на два дня, но один из них ты обязан быть на ремонте техники. А болеть нам нель­зя, больничные листы не оплачивают.
Как говорит Ныгметбай Ермаханов, трудовые соглашения с водителями не заключаются, профсоюзные взносы собирают, но права рабочих никто не защищает. С 2004 года по май 2006 заработную плату не платили вообще. В качестве оплаты за труд шёл остаток сверхплановой выручки. С мая по сентябрь 2006 г. заработанные деньги перечисляли на пластиковые карточки. А после этого снова перестали платить.

– О том, какая у нас на самом деле зарплата, мы узнали из выписок пенсионного фонда, – продолжает рассказ своего коллеги Бахытжан Тасымбетов, водитель с 10-летним стажем. – Но этих денег мы не получали. Механики заставляли расписываться в каких-то бумагах с цифрами. Что это за цифры, никто не объяснял. Но если не распишешься, в рейс не выйдешь.

Как считает Бахытжан Тасымбетов, руководство автопарка установило нереальные планы. Выполнить их можно только в том случае, если на маршрут выходило меньше, чем положено, машин.

– Поэтому мы были заинтересованы в том, чтобы кто-то не вышел на работу или стал на ремонт, – говорит водитель. – Понимаю пассажиров, которые удивляются, почему в автобусах в часы пик всегда не протолкнуться. Для руководства главное собрать деньги, а не создать удобства для людей. Вечером после смены выручку мы сдавали кассиру, но подтверждающих документов она не выдавала. Какая сумма вносилась в журнал, проверить было невозможно. 

Бывший механик ТОО «Автопарк» Кубисин Сембиев утверждает, что 85% водителей, работающих в настоящее время на предприятии, не имеют необходимого стажа для перевозки пассажиров.

– Из-за этого увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта, – говорит Кубисин Сембиев. – Руководству автопарка нужна дешёвая рабочая сила, которая не осмелится подать голоса за свои права. Летом 2007 года специально привезли гастарбайтеров из Узбекистана. Нам говорили, что местных водителей скоро вообще не будут принимать. С ними обращались, как с рабами, за невыполнение плана избивали при всех, проверяли карманы, забирали всё до копейки. В товариществе совершаются финансовые преступления. Например, сдают в аренду с последующим выкупом автобусы. Водитель выплатит определённую сумму, его потом увольняют, а машину сдают в аренду другому. Получается, что руководство постоянно перепродаёт автобусы, имея на этом стабильную неучтённую прибыль. Точно так же поступают и с квартирами.

Чтобы восстановить справедливость, уволенные водители обращались с жалобами в облакимат, прокуратуру, финполицию, суды, но проверяющие органы никаких нарушений в ТОО «Автопарк» не нашли. 

– 1 сентября нас принял аким области Елеусин Сагиндиков, – говорит Ныгметбай Ермаханов. – На встрече был и президент ТОО «Емшан» Мейржан Ундиргенов. – Аким дал ему указание немедленно выплатить заработанные нами деньги, вернуть квартиры и восстановить на работе. На следующий день мы приходим к Ундергенову, а он говорит нам, что аким ему не указ, он ему не подчиняется и его указания выполнять не собирается. Мы уже не знаем, к кому обращаться. В ближайшее время собираемся устроить пикет возле автопарка.»

Миллионы на льготников

По данным горотдела ЖКХ, в общественном транспорте в Актобе бесплатно ездят 67273 человека. На льготный проезд автопарку в 2009 году из бюджета выделено 350 миллионов тенге. Такая сумма определена из расчёта, что каждый льготник (пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны) совершает по две поездки в день. Кстати, деньги на проезд в некоторых городах Казахстана, например в Уральске и Караганде, перечисляются самим льготникам. Кроме того, автопарк получил ещё 50 миллионов тенге на покрытие затрат, связанных с разницей между тарифом на общественный транспорт и фактическими затратами на перевозку актюбинцев. Сам перевозчик эти затраты оценил в 2 миллиарда тенге.

План из своего кармана

По словам уволенных водителей, руководство автопарка установило ежедневный план сдачи выручки на каждый маршрут. Если он не выполняется, задолженность приходится погашать из своего кармана.

ежедневный (неофициальный) план выручки

 

С тунеядцами у нас разговор короткий

Руководство автопарка считает, что уволенные водители зря предъявляют претензии к компании. Права рабочих на предприятии не нарушаются. Конфликт специально раздувается, чтобы вызвать у пассажиров негативное отношение к перевозчику. 
Директор ТОО «Автопарк» Ербол Адилов говорит, что ни одно слово в заявлениях уволенных водителей не соответствует действительности.

– Они просто хотят оклеветать руководство автопарка, – убеждён Ербол Адилов. – Мы уже устали от проверок правоохранительных, фискальных органов, судебных процессов. Вместо того чтобы заботиться об удобстве пассажиров, повышать культуру их обслуживания, мы вынуждены давать объяснения в различных инстанциях. Водителей уволили не за то, что они не выполняли план, а за прогулы. Например, Ныгметбай Ермаханов 10 дней отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины. А с такими тунеядцами у нас разговор короткий.

По словам Ербола Адилова, ежедневный план по маршрутам в автопарке не утверждается, сдаче в кассу подлежит вся выручка. В зависимости от её суммы начисляется заработная плата, которую водителям выдают регулярно.

– Никаких поборов для механиков и диспетчеров у нас нет, – утверждает директор, – а кондукторы числятся в штате компании. Со всеми водителями составлены трудовые соглашения, они работают по 12 часов в сутки, за сверхурочное время ежедневно идёт доплата по 500 тенге. Талоны на ГСМ выдаются каждому перед выездом в рейс бесплатно. Что касается сданных в аренду автобусов и квартир, от которых мы якобы имеем неучтённую прибыль, то договора расторгались в связи с нарушениями условий аренды.

По информации Ербола Адилова, сейчас в компании работает около 1500 человек, все водители имеют квалификацию и стаж, необходимые для перевозки пассажиров. А информация о гастарбайтерах не соответствует действительности.

– Мы всегда найдём местные кадры, – говорит директор. – Кризис нам на руку. Если какая-то компания закрывается, водители идут к нам, у нас всегда есть работа.

– Пассажиры часто жалуются на кондукторов. Когда они для сбора платы за проезд и обилечивания начнут ходить по салонам?

– Скоро начнут. Для них и водителей мы планируем ввести форменную одежду. Так что наши сотрудники скоро будут обслуживать пассажиров в костюмах и галстуках. Такой опыт уже имеется в других городах Казахстана.

– Какие меры принимаются для снижения правонарушений среди водителей?

– На нескольких маршрутах у нас установлены специальные навигаторы, по которым мы отслеживаем скорость, уклонение от маршрута и расход топлива у того или иного автобуса. Эта система дала положительный эффект. Количество ДТП с участием наших машин снизилось на 95 процентов. Если раньше в аварии попадало 30-40 автобусов в месяц, то сейчас максимум 5-6. Если водитель допускает нарушение, мы на первый раз его предупреждаем. Каждый случай рассматривается индивидуально. Тех, у кого нарушения серьезные, мы увольняем.

– Почему с первого маршрута убрали МАНы?

– По этому маршруту ходили старые автобусы, часто ломались, дорогостоящие запчасти приходилось заказывать в Германии и Прибалтике. Пока по первому пустили автобусы «Хундай», но планируем закупить ещё несколько российских ЛиАЗов. Всего у нас сейчас 450 автобусов большой и средней вместимости. Если раньше по городу ездили 1500 «ГАЗелей», то сейчас осталось всего 25.

– Что-нибудь делается, чтобы общественным транспортом могли пользоваться пассажиры-колясочники?

– Нужно, чтобы прежде на всех остановках были карманы, но об этом должны позаботиться городские власти. Только потом мы начнём закупать соответствующую технику.

– А информационные таблички на остановках когда-нибудь появятся?

– Автопарк отвечает за перевозку пассажиров, а не за таблички [в горакимате сообщили, что отдел ЖКХ уже занимается этим вопросом. – Прим. автора].

Сергей ЖЕЛЕЗНЯК

Автор — nata

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Aoifes

    Aoifes

    Руководство автопарка считает, что уволенные водители зря предъявляют претензии к компании.Ага, а работники от нечего делать по судам мотаются....О времена..!

    0+

Новости по теме