Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4770 просмотров

Бизнес-план – ключ к сердцу инвестора

Директор консалтинговой компании рассказал о частых ошибках начинающих бизнесменов и поделился своим опытом с читателями «Д».

На фото: Ержан Нургалиев свой первый бизнес-план написал за месяц. Сегодня на это у него уходит в среднем 10 дней. || Фото автора

Директор консалтинговой компании рассказал о частых ошибках начинающих бизнесменов и поделился своим опытом с читателями «Д».

Есть такое понятие как «элевейтор спич» – разговор в лифте, то есть речь за одну минуту. Представьте, вы оказываетесь с инвестором в одном лифте, и пока он поднимается к себе на этаж, у вас есть время заинтересовать его своей бизнес-идеей. Так вот, резюме вашего бизнес-плана должно быть таким же интересным. Обратите на него особое внимание.

– Резюме проекта пишется в последнюю очередь, но выходит на первый план, – говорит директор консалтинговой компании «Бизнес навигатор ЛТД» Ержан Нургалиев. – В среднем бизнес-план пишется на 40 страницах. Какой клерк будет это читать? Прежде всего, он изучит резюме и ту часть плана, в которой он специализируется. Например, финансовый анализ. Резюме должно содержать зацепки, которые могли бы удержать интерес банка. Проблема старт-апера в том, что он не знает, как правильно преподнести информацию инвестору. Новичок должен уметь отвечать на два вопроса: сколько денег ему необходимо для бизнеса и когда он сможет их вернуть. Это единственное, что важно для инвестора.

По словам Ержана Нургалиева, бизнес-планы новички пишут нечасто. Самостоятельно его пишут в основном люди финансово грамотные.

– Зачастую старт-аперы могут посчитать только деньги, а вот просчитать экономическую окупаемость проекта с учетом дисконта может не каждый.

К счастью для начинающих и амбициозных бизнесменов, существуют различные гранты. Пройдя кастинг среди себе подобных, можно получить финансовую помощь на реализацию проекта. Один из таких конкурсов – «Атамекен старт-ап». В этом случае бизнес-план не нужен.

– Сама структура проекта выстроена таким образом. что человек в три этапа учится излагать свою бизнес-идею, – продолжает Ержан Нургалиев. – Прошедшие на третий этап делают презентацию по шаблону. На этом уровне он уже может ответить на вопросы: сколько денег ему нужно и как их вернуть.

Директор консалтинговой компании вспомнил, как однажды загорелся идеей создания аквапарка, где в любое время года можно получить загар от солнечных лучей. Это было в 2000 году. Когда Ержан нашел инвестора и начал писать бизнес-план, он понял, что не хватит ни «его штанов», ни «штанов» инвестора. Позже от подобной идеи отказались «Мастер Транс Актобе» и ТОО «Бриг».

– Это очень дорогостоящий проект. Даже если вы найдете деньги на проект, не надо забывать о его окупаемости. В любом проекте есть риски. Особенно это касается новичков.

Ержан Нургалиев указал на частые ошибки старт-аперов. Одна из них – боязнь высокой конкуренции.

– Если на рынке много игроков, значит, рынок приносит им деньги. Может, тогда следует зайти на этот рынок и придумать то, что вас будет от всех отличать? К примеру, в городе много производителей пластиковых окон. А сколько компаний, которые обслуживают эти пластиковые окна?

Другие новички страдают перфекционизмом – хотят довести продукт до идеального состояния и только потом ввести его на рынок.

– Тот же Билл Гейтс продавал нам не самые идеальные продукты. После проб и ошибок он модифицировал, улучшал и снова продавал.

Проект «сухой мойки» автомобилей был обречен на фиаско. Бизнес существовал, пока была теплая погода. Помимо этого мойка машин запрещена во дворах и должна проходить в отведенных местах.

– Когда вы отправляете бизнес-план в банк, не отправляйте его в одно место. Банк может рассматривать его в течение 2-3 месяцев, после отказать вам в финансировании. Отправьте проект в 4 банка и спокойно ожидайте ответа, и если ваш проект выгоден для банка, он будет бороться за вас и может предложить более выгодные условия.

После получения денег в банке самое главное, чтобы ваш проект нашел логическую реализацию. Чаще всего проекты прогорают из-за нецелевого использования денег.

Автор — Ярослав ДРОБИНИН

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.