• 20783 просмотра
Семь дней после траура. Как провожают самолёты
На прошлой неделе «Д» сообщал об авиакатастрофе под Алматы, где погиб 21 человек. В стране был траур. Всю неделю безопасность или опасность воздушных полётов была темой номер один у казахстанцев. Корреспондент «Д» выяснял, кто в Актобе в ответе за безопасность полётов.

На прошлой неделе «Д» сообщал об авиакатастрофе под Алматы, где погиб 21 человек. В стране был траур. Всю неделю безопасность или опасность воздушных полётов была темой номер один у казахстанцев. Корреспондент «Д» выяснял, кто в Актобе в ответе за безопасность полётов.
Из Актобе можно улететь в 5 городов
– Мы постоянно ведем переговоры с авиакомпаниями по открытию новых маршрутов в Китай, Санкт-Петербург и Минеральные Воды, – рассказывает 1-й заместитель председателя АО «Международный аэропорт Актобе» Владимир Безродный. – По каким направлениям будут осуществляться новые маршруты, решают авиакомпании. Мы не имеем возможности вмешиваться в планирование рейсов авиакомпаний. На сегодня аэропорт обслуживает 5 загруженных авиалиний: Москва, Астана, Алматы, Атырау, Актау. Начиная с 2006 года, когда взлетно-посадочную полосу передали на наш баланс, аэропорт стал убыточным. Возросли амортизационные отчисления и налоги. В 2009 году нам передали аэровокзальный комплекс. Это увеличило затраты. В позапрошлом году мы сработали с убытками 4,5 миллиона тенге. В прошлом году мы получили прибыль 20 миллионов тенге при планируемых 140 миллионах тенге убытков. Это за счет привлечения грузовых рейсов.
Между тем аэропорт Актобе после реконструкции взлетно-посадочной полосы может принимать любые самолеты без ограничений. В том числе один из самых больших самолетов в мире «Эйрбас А380». В 2012 г. аэропорт принимал грузовой самолет Ан-124, больше известный как «Руслан». На его борту перевозили 11 фур с оборудованием общим весом более 80 тонн.
Глаза и уши актюбинского аэропорта
Посадить такого гиганта на аэродром пилоту помогают диспетчеры. Диспетчерская служба относится к госпредприятию «Казаэронавигация» и подчиняется Министерству транспорта. Когда-то и диспетчерская, и метеослужба были едины с аэропортом. Сегодня они относятся к разным организациям. Корреспондент «Д» побывал в диспетчерской «вышке» и увидел, как взлетают самолеты.
– Работа диспетчера – это настоящая мужская работа, связанная с большой ответственностью, – говорит начальник службы обслуживания воздушного движения Николай Курочкин. – Она приносит огромное удовлетворение. Каждый раз, когда диспетчер помогает поднять в небо самолет, он слышит от экипажа воздушного судна «Сенкью, сэр!». Это очень захватывает.
Николай Курочкин согласился провести небольшую экскурсию для читателей «Д» по зданию диспетчерской службы и поделился некоторыми секретами.
Актобе – западно-казахстанский региональный центр управления полетами. Это означает, что именно из нашего города управляют полетами над Атырауской, Кызылординской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областями. Другие два центра находятся в Алматы и Астане.
– Сегодня над территорией Казахстана летают 80% мировых авиакомпаний, – рассказывает Николай Курочкин. – Это обусловлено стратегически удачным расположением. Другая причина, почему авиакомпании прокладывают свой маршрут над Казахстаном, это безопасность. Под безопасностью подразумеваются не только погодные условия, но и оснащенность наземных служб оборудованием, и подготовка авиадиспетчеров.
Не секрет, что некоторые страны отстают в развитии аэронавигационной сферы. И такие государства авиакомпании стараются обходить стороной. Между тем Казахстан входит в десятку стран с самой развитой аэронавигацией.
Наша экскурсия началась с брифинг-офиса. Сотрудница объяснила, что вся авиация работает по Гринвичу. Так легче ориентироваться во времени. Здесь по прилету отмечаются экипажи транзитных рейсов. Как раз в этот момент в журнале расписывался пилот воздушного судна, прилетевшего из Астаны. У него в запасе совсем немного времени. Уже через 10 минут он улетает обратно, в столицу. Здесь пилот подает флайт-план – сведения о намеченном полете и получает метео- и другую информацию.
Зал автоматизированной системы УВД – управление воздушным движением, находится в другом помещении. Смена до 15 диспетчеров обслуживает самолеты, пролетающие над территорией западного Казахстана. Каждый отвечает за свою воздушную зону. На больших мониторах отображается небо полетов над Аральском, Актобе, Атырау, Уральском и другими участками. Чтобы посмотреть, как диспетчеры обслуживают взлет и посадку самолетов в аэропорту, нужно подняться этажом выше. Диспетчерский пункт «Вышка» – глаза и уши аэропорта. Поднявшись на вышку по винтовой лестнице, нас просят говорить шепотом: диспетчер ведет радиообмен с экипажем воздушного судна, который только что отмечался в брифинг-комнате. Из окон вышки видно, как самолет выходит на полосу и готовится к взлету. С экипажем самолета, вылетающего в Астану, диспетчер говорит на английском.
– …You are cleared to Astana. Flight level 390.*
– По установленным правилам ИКАО** радиообмен происходит только на английском языке, – поясняет руководитель полетов аэродромно-диспетчерского центра Владимир Косовский.
Для радиообмена диспетчеры используют специальную фразеологию на английском языке. Все выражения должны пониматься однозначно и не вызывать двусмысленности. Запрещается использовать профессиональные жаргонизмы. Например, при посадке и взлете важны два условия – горизонтальная видимость и высота облачности. Выражение «Миллион на миллион» обозначает ясную погоду. Оно прижилось еще в 60-х годах. Фраза «Четыре девятки» о ясной погоде. Так в метеопрогнозах обозначается видимость более 10 километров.
Тем временем самолет Bombardier CRJ-200 уже оторвался от «взлетки» и начал набирать высоту. Это можно видеть на экране локаторов. На мониторах видны высота, скорость воздушного судна, номер рейса. Другие экраны показывают погоду – давление, температуру воздуха, влажность, скорость ветра.
Если на борту экстремальная ситуация
– Нам довольно часто приходится принимать незапланированные посадки, – продолжает Николай Курочкин. – Экипаж самолета декларирует, что на борту находится человек, которому нужна медицинская помощь. В последний раз экстренную посадку запросил самолет, летящий из Самары в Алматы. 46-летнему пассажиру самолета стало плохо. В моей практике было несколько случаев, когда у женщин принимали роды прямо в самолете. Перед полетом экипаж обязательно выбирает запасные аэродромы для непредвиденных ситуаций. Если экипаж самолета принял решение садиться, он извещает об этом наземные службы. В этом случае аэропорт должен пойти экипажу навстречу. Иногда диспетчер может порекомендовать пилоту, куда ему лучше всего приземлиться. Работа диспетчера связана с обеспечением безопасности полетов. Он дает команды воздушным экипажам, и они должны их выполнять. Если команда отдается неуверенно, это чувствуется. Его слова не должны подвергаться сомнению.
* Вам разрешен вылет на Астану. Эшелон полета 390. (Англ. яз.)
** Международная организация гражданской авиации
Чтобы стать авиадиспетчером, нужны знание английского языка и крепкое здоровье. Будущие диспетчеры обучаются в Алматы. Специалисты проходят повышение курсов квалификации в Англии, Латвии, Чехии и Алматы.


Боитесь ли вы летать после авиакатастрофы?
Самал,
журналист:
«Трудно сказать. Я сама не очень люблю летать. В мире самолеты часто падают. Почему они падают, может определить только комиссия. Но наши люди очень мало летают из-за дороговизны билетов».
Раухат,
работник торговли:
«Я смогу сесть в самолет. Но все люди будут задумываться, стоит ли им лететь. Каждый будет молиться своему Богу. Причина падения самолета может быть любой. В нашей стране самым популярным транспортом остается поезд».
Марина,
воспитатель:
«Я никогда не летала и летать боюсь. А вот моей дочке приходится летать часто. Она учится в другом городе. Запретить ей летать самолетом я не могу. Без него не обойтись. Думаю, безопасность зависит от качества самолетов, а не от страны или погоды».
Аралбай,
спасатель ДЧС на пенсии:
«Страшно, но летать буду. Куда денешься, если надо? Я летал и в Турцию, и Китай. Туда летают хорошие самолеты, «Боинги». А наша техника изношенная, старая. Авиакомпании набрали старье. Эти самолеты уже давно свое отлетали».
Александр,
геолог:
«Мы, геологи, все время на вертолетах и самолетах. Уже не раз падали. Но Бог миловал. Скоро летим в Актау. Авиакатастрофы не влияют на популярность транспорта. На дорогах людей гибнет больше, чем в небе».
-
Учительнице дали срок за финансовую пирамиду с самокатами
-
В детсадах нужен новый график. Родители хотят приводить детей пораньше
-
Новые автобусы пустили в жилые массивы Актобе
-
Почти 300 лет – стаж актюбинской семьи на одном заводе
-
Кому завтра может прилететь штраф
-
Два человека утонули в Актобе
-
Куда делся снег? В первый день зимы в Актобе вместо снега пыль
-
Воспитателям может жить в садике? Актюбинцы высказались о приеме детей в садики с 7 утра
-
Фундамент нового театра заложили в Актобе
-
Снега нет. Прогноз погоды в Актобе на 2-4 декабря
-
Воспитателям может жить в садике? Актюбинцы высказались о приеме детей в садики с 7 утра
Что мешает Обл.ОНО разработать новые нормы графика работы для детских учреждений дошкольного возраста с обязательным открытием дополнительной группы с 07-00 утра до 19-00, которые будут... -
Личные данные водителей запретили проверять полицейским в Казахстане
Личные данные утекают третьим лицам через гражданских лиц банковского сектора. Вполне возможно, что этим страдают и полицаи, НО... С таким же успехом, можно перестать кормить... -
Пропавшую 15-летнюю школьницу нашли
Отсутствие элементарного воспитания, живущёй в потустороннем мире молодёжи, восполняется за счёт душевных волонтёров... ЧЕСТЬ И ХВАЛА ИМ!!! -
Где пройти верификацию телефона?
А если телефон кнопочный!? У меня был случай, заказали кнопочный телефон с Ozon, братишка поехал служить в армию, а там просят кнопочный телефон без камеры!... -
Можно ли установить брекеты детям по ОСМС
Неужели все дети (якобы с неправильным прикусом) собрались в аквалангисты, водолазы, космонавты и лётчики-полярники? Для чего мучить ребёнка с железяками во рту? Сами попробуйте в... -
Соли нет на прилавках, но есть на складах
Как всегда, соль есть, но его нет!Когда будем отвечать за то что его нет на прилавках магазинов? Почему никто не в ответе за не удобства... -
Где пройти верификацию телефона?
Да ничерта она там не работает, пробовал, но после этих страшилок с предупреждением, однако телефон продолжает работать. -
Соли нет на прилавках, но есть на складах
Специально ажиотаж создают. -
Фундамент нового театра заложили в Актобе
Я не пойму одного - для чего это строительство? Или нашему населению мест в старом театре не хватало? -
Мужчина из Казахстана захватил радиостанцию в Санкт-Петербурге
Дураков на свете на сто лет припасено. Думал бабки по лёгкому срубить, но в СБУ не дураки сидят. Они эти денежки, ему обещанные, лучше себе...
Комментарии 1