Главные новости Актобе, Казахстана и мира

14 просмотров

Пристегнулись! Приземляемся в Иргизе

Между Актобе и Иргизом  открылся воздушный путь. Стоимость билета на самолёт в райцентр  всего 3 тысячи тенге. В первом испытательном авиарейсе побывал корреспондент «Д». 

Между Актобе и Иргизом  открылся воздушный путь. Стоимость билета на самолёт в райцентр  всего 3 тысячи тенге. В первом испытательном авиарейсе побывал корреспондент «Д». 

В Иргиз два рейса в неделю

В прошлую пятницу маленький 15-местный чешский самолет «L-410» совершил посадку в реконструированном аэропорту Иргиза. Это был пробный технический рейс. Очень переживали, что непогода может все испортить. Как по заказу утром 21 октября погода оказалось ясной – на небе ни облачка. Без преувеличения, для иргизцев исторический день. Последний раз пассажиров сюда доставлял самолет в 1991 году. Во время развала СССР здание аэропорта отдали под другие нужды, а полосы разрушились. 

– В этом году в рамках программы развития местных воздушных линий восстановили аэропорт в Иргизе, – рассказал начальник управления пассажирского транспорта и автодорог Малимбет Ибрашев. – Строили его два года, на восстановление полос и всей инфраструктуры из областного бюджета выделили 89,5 миллиона тенге. Пока будут выполняться по два рейса в неделю. Маршрут не рассчитан на извлечение прибыли – он социальный. За счет дотаций государ­ства стоимость билета будет всего 3 тысячи тенге. Это недорого. Если будет спрос, то, возможно, увеличим количество рейсов. Возводило аэропорт ТОО «Казстрой­групп». Готовность воздушной гавани проверили специалисты архстройконтроля, Минтранскома, местной авиакомпании «Аэро». Самолеты этой компании будут первые полгода осваивать воздушный  маршрут, потом проведем новый конкурс. 

Двигатели для безопасности

За штурвалом самолета «L-410» опытный командир. Евгений Белов окончил АВЛУГА. Летает с 1972 года. 

– Я облетел всю Россию и пол-Европы на самолетах самых разных марок, – рассказывает Евгений Федорович, – теперь вот передаю опыт новому поколению.  Самолет наш теплый и надежный. Повышенную безопасность обеспечивают два двигателя.

В 80-х годах в  Чехии «L-410» сконструировали специально для СССР, учитывались местные климатические условия.  Самолет,  курсирующий между Актобе и Иргизом, не новый, но свои часы еще не  отлетал. Совсем недавно прошел техобслуживание на заводе.  

Добро пожаловать в контейнер

Около 11 часов в прошлую пятницу  в аэропорту Иргиза самолет встречали  десятки жителей. Воздушное судно, прежде чем приземлиться, сделало круг почета над поселком. Вышедших из самолета встречали как героев. Над зданием аэропорта красочная  надпись «Добро пожаловать». Впрочем, горожанин при виде Иргизского аэропорта  улыбнется. Зал ожидания, касса и кабинка диспетчера располагаются... в железнодорожном контейнере.  В зале ожидания все просто: стулья, рукомойник. Во втором контейнере – топливо и подсобные помещения. Иргизцы довольны, большое здание им и не нужно. Работать в сельском аэропорту будут всего несколько человек: диспетчер, кассир, заправщик, охранник и директор. Контейнеры подключены к электрическому отоплению. Площадь аэропорта почти 60 га. Он находится  рядом с жилыми домами.  По всему периметру ограждение из колючей проволоки. Две взлетно-посадочные полосы грунтовые по 900 метров каждая. В дальнейшем территория аэропорта будет благоустраиваться. На полосах посадят специальную траву. 

Куда следующий рейс?

 – Я родился в Калиновке, – вспоминает гендиректор ТОО «Аэро» Владимир Гончаров. –  Хорошо помню,  как к нам прилетали самолеты.  В советское время во всех отдаленных районах были аэропорты. Воздушное сообщение было даже между совхозами. На месторождение в Жанажоле по 15-20 самолетов каждый день летали. В 90-е годы закрыли все местные авиалинии, аэропорты пришли в негодность. Даже среди молодежи летчиков было мало. 40-летние пилоты молодыми считались. Бывало, прилетишь куда-нибудь в поселок, а там детвора окружит самолет, некоторые видели его впервые. Программу возрождения местных авиалиний мы начали разрабатывать еще при бывшем акиме области. Я написал ему письмо, составил бизнес-план, и работа пошла. 

С введением авиамаршрута жителям Иргиза станет легче жить. Теперь надо возрождать воздушное сообщение с другими районами. Возможности для этого есть.

Вернули старого диспетчера

В кресле диспетчера в аэропорту Иргиза местный житель Айдархан Жакып. Ему 60 лет. Айдархан работал диспетчером в Иргизе еще в советские времена. Говорит, тогда самолеты были битком набиты пассажирами. 

– Я по специальности метеоролог. В 1986-м устроился  диспетчером  в аэропорт, – рассказывает Айдархан Жакып. – Тогда самолеты в день по два рейса делали. Билеты из города до райцентра 13 рублей стоили. Летали и из Иргиза до Нуры. Тогда дороги плохие были, поэтому самолеты пользовались спросом. Летали геологи, нефтяники, рыбаки, военные.  Радио­эфир был заполнен. Потом все развалилось… Когда начали опять здесь строить аэропорт, мне предложили поработать диспетчером. Я согласился. Прошел курсы в летном училище в Уральске. Основные рабочие навыки я не забыл. По-новому пришлось учиться  работать с рацией. В те времена оборудование было совсем другое.  

Регулярное воздушное сообщение Актобе–Иргиз–Актобе планируется запустить в ноябре. 

Актобе–Иргиз–Актобе

В Шалкар на самолёте

В недалекой перспективе создание воздушного пути Актобе–Шалкар–Бозой. Взлетные полосы там уже есть.

– Во многих районах остались аэропорты, но все они подлежат реконструкции. Если будет достаточное финансирование, то воздушные линии будем возрождать, – говорит Малимбет Ибрашев. – В Шалкар есть железнодорожный путь, но очень плохая автомобильная дорога. 

– Взлетно-посадочная полоса в райцентре искусственная, из бетона, – рассказал генеральный директор ТОО «Аэро» Владимир Гончаров, – ее протяженность 1800 метров. Полоса в хорошем состоянии, но никому не нужна.  Около нее можно также поставить несколько контейнеров, все огородить, и аэропорт будет готов. Бозой находится в 200 с лишним  километрах от Шалкара и в 30 километрах от Аральского моря, это самая дальняя точка в районе. Поселок там большой, стоит, можно сказать, на газопроводе. Население там неплохо зарабатывает. Многие  просят нас организовать воздушный рейс. Там нефтяники подготовили сами взлетные полосы для чартера. Так что создать воздушный маршрут Актобе–Шалкар–Бозой особого труда не составит. Расходы будут меньше, чем в Иргизе.

Автор — Юрий ГЕЙСТ

Новости по теме

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.