Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

191 просмотр

Как военный лётчик стал фермером, а потом колбасным мастером

Актюбинец Вадим Халиуллин после школы учился и работал в России, потом в Англии и в Эмиратах, но вернулся в Актобе и стал фермером. За пять лет поголовье коров он довел до 400, лошадей – до ста. Построил в Петропавловке базы, убойный цех, машинотракторную мастерскую, но сейчас вынужден скот пускать на мясо и колбасу - его негде пастипередает «Диапазон».

Приехав из-за границы, Вадим Халиуллин решил жить в селе, завел хозяйство. Затем взял земли, стал фермером. || Фото автора 

КУПИЛИ ДОМИК, ЗАВЕЛИ КОРОВ

Вся его жизнь кажется сплошным виражом. Он легко меняет место жительства и виды бизнеса, которыми занимается. Вадим Халиуллин учился в актюбинской школе №13, с 5-го класса мечтал стать летчиком и непременно военным. После школы поступил в единственное в Союзе Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Потом служил летчиком-инструктором в Челябинском высшем военном авиационном Краснознамённом училище штурманов, летал на ТУ-134. И… уволился из армии.

- Это было в 94-м году, в стране был развал. Я вернулся в Актобе, здесь оставались родители. Супруга у меня россиянка, она поменяла гражданство, - рассказывает Вадим Халиуллин. - Я занялся продажей автозапчастей, бизнес тогда был челночным. Но мне удалось заработать, и я на год уехал в Англию, изучал язык. Мне хотелось найти работу за рубежом. Устроился в ОАЭ. Я не летал, это была компания по грузоперевозкам. Заработав деньги, я снова вернулся в Актобе. Решил за городом построить дом. Держать скот, растить огород, кормить детей, а их у нас шестеро, чистыми продуктами. Супруга у меня деревенская, привыкать к сельской жизни ей особо не пришлось. Дом искали мы долго. Нам понравилось в Петропавловке. От города недалеко, земля здесь хорошая, рядом речка. Мы купили саманный домик, на его месте построили большой дом. 

Из 100 лошадей в крестьянском хозяйстве сейчас осталось 12. Фермер потихоньку избавляется от скота - пастбищ нет даже в аренду. || Фото автора 

ФЕРМА, БОЙНЯ, МТМ

Супруги завели четырех коров. Все шло, как они и планировали. Но со временем глава семьи подумал: почему бы не взять землю и не заняться разведением скота? Так в 2017 году в Петропавловке появилось КХ «BEEFBONS KZ».

Предпринимателю дали голый кусок земли на окраине села. Он купил в Джезказгане белоголовых коров, из России привез лошадей. Со временем на пустом месте появились 5 больших кошар, убойный цех, МТМ, зернохранилище, откормплощадки, дом для работников. Предприниматель провел сюда газ, свет, пробурил скважины, купил трактора и машины. За пять лет он довел поголовье коров со 180 до 400, численность лошадей – до 100 голов. Но нужны были посевные площади, пастбища и сенокосы. 

- Мне сначала выделили 600 га земли, потом довели площадь до 1300 га, но они все кусками – 100 га за 20 км от поселка, 50 га еще где-то, и почти все эти земли пахотные. Я заново поднимал целину, эти земли не обрабатывали со времен Союза, - говорит фермер. 
- Как бы там ни было все 5-6 участков я освоил. 130 га я засеял житняком, но на мое поголовье, разумеется, этого не хватало. В акимат района я обращался много раз, вопрос так и не решился.

Почти 10 лет фермер брал пастбища в аренду, за лето отдавал за это до 2 миллионов тенге, но теперь и их не дают. Сейчас Вадим Халиуллин вынужден скотпускать под нож. Летом их негде пасти. От коров осталось меньше половины, от 100 лошадей - 12. Остальное пошло на мясо. Сократилось и число работающих, из 12 человек остались двое. 

- Не жалко свои труды? - спрашиваю.

- А что делать? Пастбищ нет. И в такой ситуации не только я – многие хозяйства по области. Я состою в сообществе фермеров, и в курсе этого. Не хватает не только пастбищ, но и сенокосов. На самом деле они есть, но ими владеют те, у кого ни скота, ни техники. По-хорошему, если человек взял землю, и годами на ней ничего не делает, он должен вернуть ее государству, а чиновники должны за этим смотреть. Но этого не делается. Зато они бдительно контролируют таких, как я - из года в год мне предлагали сократить поголовье, потому что численность скота не соответствует имеющимся у меня площадям. И сейчас я это поголовье сокращаю. А как же развитие экономики, продовольственная безопасность? Кто-то зарабатывает деньги и вывозит их за границу. Я заработал их за границей и вкладываю здесь, но поддержки нет - говорит Вадим Халиуллин. 

Предприниматель построил колбасный цех, его запускали технологи из Европы. Пока продукцию выпускают только на заказ. || Фото автора 

КОЛБАСА ПО ЗАКАЗУ

Он не любит опускать руки, все время находится в поиске, учится чему-то новому и что-то создаёт. Открыл в Актобе кафе-халал, в поселке рядом с домом – колбасный цех. Какого только оборудования здесь нет – для выпуска различных колбас, копчения, пельменей, холодильные, морозильные камеры с комнату каждый. Колбасному делу Вадим Халиуллин учился долго. Для этого в Петропавловку приглашал технологов из Австрии и Германии. Мощность цеха – 500 килограммов изделий день, здесь могут выпускать 60 видов колбас. Но пока цех работает только по заказам – актюбинцы просят изготовить сосиски, докторскую колбасу, ветчину, мясные рулеты, бургерные котлеты, говяжьи беконы и сыровяленую конину.

У Вадима Халиуллина много планов. Он хочет поставлять свои колбасы и копчености не только в Актобе, но и в Астану. Но для цеха нужно сырье. Значит, надо восстанавливать поголовье скота. Вся база для этого у фермера есть. Нужны только пастбища и посевные площади. Фермер надеется, что когда-нибудь они у него будут. Зря что ли он из Эмиратов вернулся в Актобе?

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.