• 7577 просмотров
Актюбинская педагогическая поэма
Продолжаем публикацию об истории нашего города 70-80-х годов прошлого века, об актюбинских мальчишках, увлечённых романтикой неба, их лидерах и учителях, показавших путь к осуществлению мечты.
На фото: Апрель 2001 г. Космонавт Юрий Лончаков в качестве бортинженера на международной космической станции шаттла «Индевор» (STS-100)
На фото: Апрель 2001 г., на борту МКС. Юрий Лончаков с портретом первого космонавта земли Юрием Гагариным.
Продолжаем публикацию об истории нашего города 70-80-х годов прошлого века, об актюбинских мальчишках, увлечённых романтикой неба, их лидерах и учителях, показавших путь к осуществлению мечты.
И в то время он, по понятным причинам, еще не был склонен рассказывать о себе, как о космонавте. Ибо этот этап жизненного пути тоже не считает для себя легким. Ведь на учебу в академию попадали только люди с безупречной репутацией. Отбирал кандидатов в слушатели, изъявивших желание обучаться в «жуковке», лично начальник академии летчик-космонавт генерал-полковник Владимир Коваленок. И отобранные им были только военными летчиками первого класса, имеющими как летный, так и командно-руководящий опыт.
– Мне хотелось учиться именно в академии имени Н.Е.Жуковского, – спустя годы рассказывает Юрий. – Ведь это прекрасная научная база! Сильнейший в стране профессорско-преподавательский состав! Конечно, у нас есть еще и военно-воздушная академия имени Гагарина, но «жуковка» всегда была престижной мечтой многих авиаторов. Ведь Николай Егорович, чье имя носит этот вуз, – основоположник теории полета.
После оренбургского училища летчиков, получив направление в авиацию Балтийского флота, Юрий через пять лет вырос из помощника в командира воздушного ракетоносца Ту-16. Потом развал Союза и полная неопределенность. Спасибо, родные края выручили – был направлен для прохождения дальнейшей службы в г.Приозерск Балхашской области. И уже через два года стал на своей малой родине летчиком первого класса и командиром авиаотряда штурмовиков, а потом и самолетов радиолокационной разведки. Кстати, именно эта, последняя ипостась сыграла решающую роль при направлении в академию. А на последнем курсе сюда пришла разнарядка на вакансию центра подготовки космонавтов. Рапорты о желании попасть в отряд космонавтов написал тогда весь выпускной курс слушателей академии. Но после сложнейшего отбора и прохождения всевозможных испытаний отборочная комиссия остановилась на кандидатуре майора Лончакова. И опять же не случайно. Ведь учебу через год он завершил с отличием. Досрочно получил очередное воинское звание, да и в спорте оказался не новичком, что, естественно, хорошо отразилось на состоянии здоровья. Успешно завершив курс общекосмической подготовки, Юрий получил квалификацию космонавта-исследователя и 22 декабря 1999 года был зачислен в отряд космонавтов российского государственного НИИ «Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».
Как вспоминала его супруга, стюардесса международных авиалиний Татьяна Лончакова, в девичестве – Долматова:
– Признаться, не ожидала, что стану женой космонавта! Ведь замуж выходила за морского лейтенанта. К его увлечению космосом относилась с известной долей иронии – у каждого человека свои слабости. Но он свою мечту нес через всю жизнь!
« 19 апреля 2001 года, через сорок лет после полета первого человека в космос, с мыса Канаверал (США, штат Флорида) на околоземную орбиту стартовал международный космический экипаж STS-100 «Индевор», главной задачей которого было завершение строительства международной космической станции (МКС). В состав этого большого коллектива из семи человек был включен и россиянин Юрий Валентинович Лончаков.
– Космос вне политики! – убежденно заявил Юрий после окончания полета, уже на земле, в своей московской квартире, когда я брал у него интервью по телефону. – И это не только мое мнение. Это мнение любого, кто побывал в космосе.
К сему хочется добавить, что эти слова – далеко не откровение человека-идеалиста. Это, пожалуй, требование самой атмосферы на орбите, где в узком жизненном пространстве станции, в экипаже нет ни одного случайного человека. Юра быстро стал среди многонационального коллектива астронавтов своим парнем, а главное – незаменимым членом коллектива. Об этом свидетельствует блестящий отзыв NASA (международного аэрокосмического агентства) о нем российскому центру подготовки космонавтов.
– Юрочка официально пригласил меня на старт своего корабля в Америку, – делится впечатлениями А.К.Курбанов. – Этим он хотел показать, что благодарен мне за мечту, которая поселилась в его душе в Актюбинской школе юных летчиков имени Пацаева. И которая воплотилась, в конечном счете, в этот первый его космический полет.
Увы, «крестному отцу» космонавта тогда не довелось побывать на старте – возникли проблемы с американской визой. Нашего космонавта в Америке тогда провожал аким Актюбинской области Елеусин Сагиндиков. Но Юрий Лончаков не забыл своего обещания и вновь пригласил начальника школы юных летчиков на свой второй старт, 30 октября 2002 года, к себе домой – на казахстанский космодром «Байконур». Здесь уже никак не могли возникнуть какие-либо осложнения с визой.
– Я знал, что Юра готовится к полету в качестве командира второго экипажа четвертой экспедиции посещения МКС в мае 2003 года, – продолжает Александр Константинович. – Поэтому его звонок из Звездного городка и приглашение на старт «Союза-ТМА» с Байконура в октябре 2002 года стали для меня неожиданностью. Оказывается, Сергей Залетин и Франк Де Вине (Бельгия) должны были лететь вместе с космическим туристом – американской поп-звездой. Однако тот не сумел оплатить свою экскурсию на орбиту. Программа же основного экипажа была весьма насыщенной: NASA предложило России создать на базе «Союза-ТМ-1» принципиально новый корабль-спасатель. Для ускорения этого проекта в состав экипажа вместо отсутствующего туриста был включен бортинженер-2 – мой воспитанник. И вот я на стартовом комплексе космодрома «Байконур». Небольшие осложнения возникли только на первом контрольно-пропускном пункте – я ведь не мог сюда приехать один: со мной мальчишки новые курсанты ШЮЛ. Тоже мечтающие о космосе. Но все барьеры оказались позади, когда Юра позвонил своему командованию. Представляешь, нас на этом режимном объекте, с многоуровневой войсковой охраной везде пропускали беспрепятственно! Там ко мне и приклеилось уважительное прозвище «отец космонавта». Который сам приехал, да еще привез сюда целую ораву других «своих детей»! Мы общались с Юрочкой практически каждый день – никаких ограничений в этом плане руководство центра подготовки космонавтов не создавало, понимая, что для моих ребят значит такое общение. Ведь Юра – не бывший космонавт, готовящийся писать мемуары, а действующий. Которому завтра предстоит работать на околоземной орбите. И каждый его предполетный день, его повседневная предстартовая работа становится для моих пацанов живым примером для подражания. Они не просто гордятся тем, что жили и общались с космонавтом на космодроме, своим однокашником по школе, они многое осознали, а также выбрали себе очень ценный жизненный ориентир. Ориентир, прежде всего, моральный. Ведь таких уникальных уроков профориентации им больше НИКТО, НИГДЕ и НИКОГДА не преподаст. Юра, правда, один раз только пожаловался, что устал от изнурительных тренировок. Хочу, говорит, поскорее в космос – там живая работа. Но вот все предстартовые хлопоты позади.
– Продолжение cледует
-
Что важно знать при вывозе иностранной валюты из Казахстана?
-
Арестованный на 15 суток замакима больше не работает в акимате
-
Бесплатно не пойду - актюбинцы высказались о субботниках
-
Суд над Бишимбаевым. Прямая трансляция
-
Свой Хатико появился в аэропорту Актобе
-
Какие дороги будут ремонтировать в этом году
-
Открыть «Шератон» хотят в этом году
-
Как восстановить стаж перечисления взносов в ГНПФ для пенсии
-
Трансляция суда над Бишимбаевым – 16 апреля
-
В спортшколах Актобе работали сотрудники с поддельными дипломами
-
Ремонт моста в районе Заречного могут закончить раньше
Как же много денег вложили в этот мост!!! Да ужж -Золотой, платиновый?!?! -
Осенью дороги сдают, к весне их уже нет - актюбинцы о ремонте улиц
Почему вы зациклены только на автодорогах? Пешеходы, что вам не люди? Велодорожки! или велосипедисты так же не входят в круг людей, кто владеет автомашиной? -
Ремонт моста в районе Заречного могут закончить раньше
Почему бы не делать, как в далёкие 1960е, ещё остались люди, свидетели той эпохи. У нас раньше, когда были парады 1мая, 9 мая, 7 ноября... -
Пост от читателя. О старой части Актобе вообще забыли
Даже в тупые девяностые, эта часть города ,выглядела в разы лучше. Но виноваты, конечно, совок и внешние враги. -
Ремонт моста в районе Заречного могут закончить раньше
Хотите эксперимент? Кто назовет- сколько месяцев продержится этот асфальт в хорошем состоянии? Ответы : год (10) баллов; Ответ -полгода (15) баллов; Ответ -три года (... -
Хотела жить. Актюбинец изнасиловал девушку и сбросил ее с седьмого этажа
Таких извергов надо расстреливать, а не 18 лет давать. Через 10 лет он может выйти по УДО, а жизнь Айгерим не вернуть. Вернуть смертную казнь. -
Со штрафстоянки угнали «Лексус». Полиция заплатит хозяйке 22 миллиона
Как это по-қазақбайски: Воры и оборотни в погонах путём подделки своих же документов, своровали арестованное престижное авто, тайно вывезли и продали... А за это должны... -
Читатель считает, что в Актобе нужна улица Шекспира
Предлагаю назвать сквер между Парком Пушкина и Карасай батыра 11,9,7,5. Сквер У. Шекспира. -
Пост от читателя. О старой части Актобе вообще забыли
Аллею финансистов при экс-обакиме Ондасыне I Уразалине обновили полностью. 2021-22 год. ведь недавно это было. и опять в запущенный вид пришла! -
Нужно внедрить программу по учёту гуманитарной помощи - Марина Деркач, активист
Удачи Вам Марина в борьбе со злом... Властям выгодно присвоение, разбазаривание и непрозрачность народной помощи... Мародёры не только в акимата, которые присваивают себе чужие заслуги,...
Комментарии 5