Главные новости Актобе, Казахстана и мира

7240 просмотров

Мурат Есекенов, водитель захваченного автобуса: К моей голове приставили автомат, сказали: «Гони к воинской части!»

«У тебя жизнь одна, езжай до конца. Я въехал в ворота, они упали, и я заглушил мотор. Подумал, мне всё равно конец, зато у военных будет время отреагировать. Навстречу выскочили двое, оружия у них не было, их застрелили», – вспоминает Мурат.

На фото: 10 июня. Кобдинская райбольница. «Я выезжал на встречную полосу, чтобы не сбить пешеходов и не врезаться в других», – говорит Мурат. || Фото Владимира ЗОБЕНКО

«У тебя жизнь одна, езжай до конца. Я въехал в ворота, они упали, и я заглушил мотор. Подумал, мне всё равно конец, зато у военных будет время отреагировать. Навстречу выскочили двое, оружия у них не было, их застрелили», – вспоминает Мурат.

Мы встретились с Муратом в кобдинской райбольнице, где он сейчас лечится. У Мурата сотрясение головного мозга легкой степени, стресс, с ним работает психолог.

– 5 июня я вышел на линию, как обычно в выходной, в 7 часов. К 10 часам вышла супруга, она кондуктор. Ближе к обеду стал греться мотор, я решил ехать на «пятак» в Жилгородок. Пассажиров было мало, человек 5, они ехали до Дома ветеранов. Почти все люди среднего возраста, один – старик. В 5 микрорайоне была пробка, чтобы ее объехать и быстрее добраться до «пятака», я повернул на малую Алию. Вдруг автобус обогнала полицейская машина, преградила путь. Началась стрельба. Я открыл дверь и сказал пассажирам: «Бегите». Никто не вышел, все легли на пол. Я сам никак не мог расстегнуть ремень. В это время в салон ввалились 25-30 вооруженных людей. Все молодые, бород я у них не видел. Они приказали всем выйти. Супруга не хотела, но ее заставили. Мне к голове приставили автомат и приказали ехать к воинской части. Гнать под 100, не останавливаться на светофоре. Я поехал. Полицейская машина тоже уехала, куда, не знаю. По дороге были и пешеходы, и красный свет. Я выезжал на встречную, чтобы их объехать. Когда подъехали к воинской части, мне сказали: «У тебя жизнь одна, езжай до конца». Автобус въехал в ворота, они упали, и я заглушил мотор. Подумал: мне все равно конец, а так хоть военные успеют отреагировать. Навстречу выскочили двое, их застрелили. У военных оружия не было. Мне крикнули: «Открой дверь!». Я открыл, из КПП выбежали еще трое, началась стрельба. В это время я вышел из задней двери и убежал. За спиной слышались выстрелы, пули били по забору, в меня не попали. Возле «Желкена» стояли полицей­ские. Объяснил им, что я водитель захваченного автобуса. Они довезли меня до перекрестка, который собирались перекрывать. Оттуда я дошел до «пятака», потом по­ехал в автопарк, объяснил, что произошло. Всю ночь я не спал. Болела голова. Утром хотел вызвать врача, но меня забрали в Заводской отдел полиции, я там написал объяснительную, и меня отпустили. Да, жена, оказывается, взяла такси, попыталась поехать за захваченным автобусом. Когда увидела, что он у ворот воинской части, решила, что меня убили. Стала звонить в диспетчерскую. Там ее не могли понять, больше слышался рев. С супругой мы встретились в Жилгородке, до этого я позвонил, сообщил, что жив.

Мурата обследовали в БСМП и отправили лечиться по месту жительства в Кобду. С 8 июня он в стационаре, с Муратом работает психолог.

– Больной жалуется на головные боли. Пролежит дней 5. Лечим мы его бесплатно, средства собирать не нужно, – говорит главврач Ботакоз Саренова.

10 июня в доме Есекеновых в Кобде проводили садака. Родители Мурата собрали родных, друзей, соседей, прочитали Коран, благодаря Всевышнего, что сын остался жив.

– В Интернете пишут, что нужны деньги на лечение, счет поставили, но мы не просили денег, главное, что сын живой, – говорит мама Мурата Рыскалды апай [на фото].

Дома в Кобде пока находятся и супруга Мурата Айгуль, и их 5-летняя дочь.

– Я не помню, как в тот день назад к автобусу побежала, – говорит Айгуль. – Там же муж остался, я думала о нем. Я изначально не хотела выходить, но мне сказали: «Шанкилдемей тус» (не гавкай, слезай – каз.). Я вышла, металась, потом взяла машину и поехала за автобусом. Этот день я вряд ли забуду.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 39

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • VIP Pest

    VIP Pest

    Я вчера на 18 маршруте так же проехал.Они продолжают так срезать.Кто то в салоне подшутил куда мы повернули,ща не кто не запрыгнет в салон с пушкой.просто не обращал внимание.но проехали так же.хотя на Ахана стояли гайцы,там где мы проехали тишина.паллада закрыта

    0+
  • taxsist2

    taxsist2

    маршрут знаете этого автобуса? должен ехать по ул.Есет-батыра и срезав по малой алее параллельно двигался своему маршруту, собирался выйти на Е.Батыра, если выхода нет на 5-м то в принципе нормальный ход, срезать пробку. Водилы автобусов работают в жестких временных отрезках кто работал тот знает.. Если виновен и имеете факты то сообщите,а так мусолить тему неприлично и по идее оскорбительно.

    0+
  • sulizok

    sulizok

    Срезать пробку,завтра проехать через дворы,потом захотел и свалил вообще по другой улице))) Понятно,водители автобусов работают в жестких временных и прочих условиях.Это вам не летчики или какие-нибудь машинисты тепловозов.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Вы что видели его в списках подозреваемых? 9 захвачены пара десятков что отказались поют как соловьи Что Вы опять на парня накинулись? Легко рассуждать сидя на кресле у компа и очень, очень сложно под дулом автомата пусть даже сайги. Самовольно он срезал или обыденно для водителей, разбираться не Вам. А вот что он удлинил путь террористам чем спас часть а возможно город это на лицо. И я в его рассказ верю. Его автобус с ворот своим ходом вышел значит мог дойти до склада и даже пробить двери склада, где террористов ждал безоружный мелкий наряд. Встав в воротах автобус нарушил планы нападавших. И действиям водителя надо дать отдельную оценку

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Прими он Ваш план с врезанием в столб скажем когда несся по ул. Есет Батыра - Сам бы погиб наверняка да и людей покалечил, чем бы весьма расширил, возможно, список пострадавших Не ведомо нам теперь - куда бы упал столб и куда бы машина пошла от столба на оживленной улице А на расчеты у него не было не времени не условий. Кроме того, думать и рассуждать. в его условиях даже для самого ходнокровного, было не реально. Там максимум должно было уместится два вопроса - погибнуть или постараться вышить и остановить автобус или нет. Весь план нападавших был рассчитан на внезапность и скорость И не чего удивительного что они сразу ринулись в атаку на КПП, тем более увидев не вооруженных военных Судьба водителя их интересовало меньше всего. важна была скорость прорыва к складам.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    о.к спасибо

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Как остановить машину стрелковым оружием, пусть даже пукалкой в виде ПМ - это пожалуй многие знают Но право не пойму о чем Вы? насколько я знаю что в первые минуты военные встретили террористов как максимум отвагой и штык ножом А как остановить машину вооруженных людей со штык ножом я и представления не имею.Что касается остановки транспортного средства путем врезания в столб. Для водителя автобуса это самоубийство. У него же нет перед собой защиты двигателем и выпячивающим капотом. При этом чтоб столб не разлетелся при многотонной несущейся машиной, тоже сомнительно. Из практики - в 1993 году сбили машиной следователя на велосипеде возращающегося ночью Он с такой скоростью попал головой в столб что железобетонный столб завалился. А тут многотонная махина.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    теперь что касается Ваших вопросов Отстегнуть ремень очень просто в простой обстановке Но я бывал в таких переделках когда руку с кармана вытащить сложно. Все зависит от ситуации, неожиданности, переживания и стресса с эффектом тряски в руках Вроде не так испугался и мозг работал как надо а адреналин так зашкалил что тело не слушается Человек зачастую заходит в ступор а бывает что руки не слушают мозга или делают все не точно. Не кто и не когда на службе не слышал чтоб я кого то испугался или показал испуг Но такие отказы тела и у меня бывали. Бывает так распереживаешься что сидишь в спокойствии в кабинете а сигарету прикурить не можешь Пока мозг привыкнет к новой порции адреналина проходит время.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Зачастую тут ( не Вы) хаят полицию, но ведь не полиция поливает грязью, конкретно этого парня. А ведь в работе опера не мало важно, не обидеть зря невиновного. Словом можно убить не хуже чем с автомата. Как бы Вы себя чувствовали еслиб о Вас так бы написали - пусть даже комментаторы. Уверен что до него это доводится или он даже сам читает. Каково его родителям читать такое про своего сына Еще раз повторюсь - каковым бы не было преступление, Важно не задеть невинных Хотя это порой невозможно. Но публично так говорить все равно что нагадить кому то в душу.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Вы упорно держитесь на своей версии. Предпосылок для нее достаточно. Но если так рассуждать то там можно многих подозревать. Оперативники, если не фуфло, тихо отрабатывают одну версию за другой Учитывая уровень преступления и количество задействованных сил, даже на самую глупую и маловероятную версию поставлена определенная группа разработки и сыска. По мере отработок до конца версии, и по мере поступления новых данных, еще будут создаваться группы. Естественно что своими результатами они с общественностью не поделятся. Уверен что среди них есть не мало профи как из наших сотрудников так и из приданных сил из центра. так что Вашу версию они сами очертили и проверили или проверяют Причем это делается скрупулезно

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Я не военный офицер и мой боевой опыт, ограничивается мелкими конфликтами в рамках срочной службы на горной заставе в ПВ КГБ СССР. А вот оперативный опыт достаточен Начинал и большую часть службы посвятил работе в уголовном розыске Доводилось вычислять заказчиков и исполнителей убийств и есть в послужном вычисление маньяка гастролера. Опыта настолько хватает что из двух краж скота у моего отца. обе раскрыл довольно быстро и сам задержал виновных Хотя как Вам известно скотокрадство это отработанное преступление и потому практически для нынешних оперов, не раскрываемая. Последнюю полтора года назад перед пенсией хотя вот уже с инфаркта в 2002 году, оперативную деятельность поменял на более спокойную службу. Это не для хвастовства а чтоб охарактеризовать свою в том компетентность.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    я в его "легенду" не верю, для меня она не сходиться ни психологически ,ни стратегически. это только мое мнение, не обвинение. хотелосьбы понять в чем я ошибаюсь.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    Этих бы слов не было "Навстречу выскочили двое, их застрелили. " Просто в воротах понял что по правилам остановки транспортного средства его по любому завалят. Вот прошу вас как опытного военного поделитесь как обучают останавливать транспорт с помошью стрелкового оружия.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    ферзя вы ведь офицер, военный (бывших не бывает), скажите он что когда "Автобус въехал в ворота, они упали, и я заглушил мотор. Подумал: мне все равно конец, а так хоть военные успеют отреагировать." не находился пот дулом? далее "Я сам никак не мог расстегнуть ремень." т.е пристегнут, "басмачи" не пристегнуты, что встреча с препятствием ( столб, дерево) не имело бы лучшего эффекта?

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Я застал то время когда права давали по прохождению экзаменов И застал настоящее когда их могут купить. Сам учился на права в 1991 году и не видел и не слышал что кто то преподавал экстренное вождение У них и при простом волосы дыбом стояли Особенно когда за руль садились кто руль держал впервые Со мной девушка училась и надо же нас двоих посадили на вождение. Я плюнул и до школы доехал на попутках а инструктор еле дыша сидел и терпел через мат что со страха вылетал.

    0+
  • VIP Pest

    VIP Pest

    вобщем если водитель был сними то логический у него нету выбора,он бы в край доехал до складов. иначе он знает ,что если в сговоре,как бы потом не было с него спросят салафиты.почему не довёз, почему, как,и что.Возможно сейчас организатор сидит и читает наши камменты.они же не с бухты барахты,кто то остался ещё из организаторов.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Это у Вас в Германии учат экстренному торможению У нас об том даже не заикаются Не одна школа не позволит себе рисковать транспортным средством и даже на ремонт не расщедрятся Потому экстремального вождения у нас в школе нет. Самое страшное для начинающих водителей остается восьмерка на убитом открытом полигоне в 500 метрах от гаи

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Панцырь в той передряге где он побывал, думать очень трудно не то что определять оптимальные варианты. Все мы слышали о подвиге Мотросова что прикрыл телом дот от пулемета что скорострельностью и убойностью за 5 секунд разрезает корову Но 5 секунд данные батальону это сотни жизней. так же слышал о другом подвиге у дота когда солдат кидал землю в амбразуру чем попал и в глаза пулеметчику и закрыл обзор пылью на подольше чем 5 секунд. Его убил солдат охранения дота. Тут кто и как успеет сообразить А соображать очень трудно особенно в уверенности что тебя непременно убьют Жить всем охота.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    "Судьба водителя их интересовало меньше всего. важна была скорость прорыва к складам. " согласен, поэтому его и использовали. в моей версии он мог до последнего не знать как его применят. извените должен на несколько часов отъехать. отпишусь попозже :)

    0+
  • Panzer

    Panzer

    далее " остановки транспортного средства путем врезания в столб." вы я думаю застали время когда при обучениии на права проходили экстренная остановка автомобиля. водитель автобуса ДОЛЖЕН Это знать. так что не считаю что "Для водителя автобуса это самоубийство" можно использовать как оправдание.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    привязка к его словам :"Я сам никак не мог расстегнуть ремень." т.е пристегнут."Но такие отказы тела и у меня бывали. " не спорю это адреналин и действия скорее инстиктивные чем осознанные. далле его высказывание :"Подумал: мне все равно конец, а так хоть военные успеют отреагировать. " т.е осозновал "конец" или наконец осознал если будут останавливать автобусу то стрелять будут в первую очередь по водителю." Для водителя автобуса это самоубийство." -он это знал :"мне все равно конец" т.е мог.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Вам лично был рад помочь в разъяснении. мы редко с Вами расходимся в точки зрения. И точно знаю что не чего дурного Вы не кому не желали. даже среди коллег есть версии о которых говоришь а о которых думаешь молча.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    да может быть, я не обвиняю, я имею другую точку зрения на происшеждее. да все могут читать комментарии. и что? могу предположить дальнейшие действия "заказчика". "танцевать" можно от Д.Танатарова(об этом я еще до его задержания говорил -его надо было брать живым) и от "Кобда". и думаю уже "танцуют".

    0+
  • Panzer

    Panzer

    назовите причины когда отпускают отрабатываемый объект, пожалуйста. ответ в моих комментариях.

    0+
  • Edvard Men

    Edvard Men

    А вот заказчик вполне может сейчас это читает, так же как и кнб, вы знаете как я добился трансляции сайта диапазон и почему его периодически блокировали, это очень интересно. Я даже знаю кто начальника фирмы, где расположен сервер. Написал ему письмо, но ответа не получил. Но сайт заработал, не знаю, может совпадение? Но в случайности я не верю.

    0+
  • Edvard Men

    Edvard Men

    Panzer,Извиняюсь... Ну, в наших органах люди тоже не глупые, наверное рассмотрели все возможные варианты раз отпустили, если бы была хоть тень возможности, его бы задержали, но его отпустили, на этом я и строил свои размышления. Нельзя обвинить, а тем более посадить невиновного человека, хотя такое случается.

    0+
  • sabrina

    sabrina

    да и по-лицу тоже можно многое сказать о человеке. Нмв, выражение лица этого водителя на всех опубликованных в прессе снимках ( лично мне!) говорит о многом.. (( Короче, "жадность фраера сгубила" - вот моя версия.

    0+
  • sabrina

    sabrina

    нет, не читала, сейчас посмотрю.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    esli wi tschitali moi kommentarii to uge wideli tschto ja ob etom pisal.

    0+
  • sabrina

    sabrina

    Он мог и не быть с ними, и не знать, для чего на самом деле он им нужен. Ему могли просто заплатить заранее, и сказать, что в такой-то день и час нужны будут его услуги. Для чего, могли не объяснить. Надеюсь, понятно, что это просто версия, и я ничего не утверждаю, и никого не обвиняю.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    100% tschitaet. i nawernjaka snaet kak na samom dele bilo. esli 45 tschelowek tschelowek bilo sadeistwowano tolko w predpologaemoi gruppe to ug organisatori totschno est.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    wse moget bit.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    UPK esli pomnite. Na teoretitscheskich urokach eto prepodowalos. Nu i fisiku w schkole wse utschili. Varianti bili. nu da ladno. Prowerjat swjasi i wse takoe,posmotrim.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    k sogaleniju i sdes etomu ne utschat. tolko esli spezalno eti kursi tebe po kormanu.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Уважаемые мои вы бы прекратили бы это дело Уже от не версий что не получили подтверждения на чистые фантазии о человеке перешли Куда полиции до Вашей свирепости. Если человека не осудят а этому предпосылок пока и нет, не станет ли Вам стыдно, что Вы придумывали разный негатив о нем? А если б Вас бы так обидели? Только потому что Вы оказались не в том месте и не в то время. Не надо обижать тех кто того не заслуживает.

    0+
  • sabrina

    sabrina

    посёлок Кобда тоже может кое о чём говорить.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    могут долги или какая либо финансовая зависимость. даже совместная служба в ВС.Кто ищет тот найдет.

    0+
  • Panzer

    Panzer

    moget mi i ne prawi, no voditel togdaug bi moltschal a ne dawal swoich pokasanij w SMI poka idet sledstwie. a to boltaet na kagdom uglu.

    0+
  • ферзя

    ферзя

    Он бы может и не давал бы интервью если б к нему не пришли репортеры А у нас отказывать журналистам не принято Где то с точки зрения достойного уважения а где то чтоб со злости не написали чепуху и фантазии. Он наверняка с уважения не принято отказывать людям что ехали в такую даль.

    0+

Новости по теме