Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

10154 просмотра

Родные террористов считают, что дело сфабриковано

Шестеро жителей Темирского и Мугалжарского районов получили от 10 до 17 лет за подготовку к терактам, пропаганде насилия и попытку создать халифат.

Шестеро жителей Темирского и Мугалжарского районов получили от 10 до 17 лет за подготовку к терактам, пропаганде насилия и попытку создать халифат. 24 ноября их апелляцию рассматривал облсуд. Журналистов «Д» на заседание не пустили, хотя процесс был открытый.

Сельчане были осуждены за подготовку взрывов на нефтепроводе. Как говорится в материалах дела, таким образом они решили выступить против засилья иностранных инвесторов, а всем неверующим собирались объявить джихад. У них были оружие и взрывчатые вещества. Дело заняло 17 томов.

– Обвиняемые, – рассказывал во время первого процесса прокурор Мугалжарского района Баглан Телеу, – выезжали в степь, рыли окопы, чтобы было где укрыться в случае выявления их преступной деятельности. Они проводили полевые учения, изучали книги по начальной военной подготовке и устройству оружия.

Следствие пришло к выводу, что все шестеро – члены вахаббитского течения ислама. Мужчины получили от 10 до 13 лет, их лидер – 17 лет. Во вторник, рассмотрев апелляционную жалобу, областной суд оставил эти сроки без изменений.

Родные осужденных не скрывали, что предвидели такой исход дела.

– Это дело сфабриковано, свидетелей запугали, дело из 17 томов в Мугалжарском райсуде рассмотрели за 3 дня и на четвертый вынесли приговор,  – говорит супруга осужденного Еркина Доскалиева Жайнагуль Айдапкелова. – Доказательств по делу нет. Из 34 свидетелей 5 в суд не пришли, остальные дали одинаковые показания. Я думаю, их запугали. Муж работал на вахте, читал намаз, больше никакой вины за ним нет. За 8 месяцев мы даже свидания не получили.

– 10 марта я вышла из дома, там оставались только две дочери, – рассказывает Айман, супруга Азамата Каримбаева, который проходит по делу как организатор террористической группы. – К нам пришли сотрудники КНБ с понятыми и начали обыск. Разве понятых возят с собой? На улице под сеном они нашли пакет с обрезом. Экспертизы не было, отпечатков пальцев мужа на обрезе нет, но его взяли за незаконное хранение оружия. Дома у нас нашли учебник НВП, муж учил детей военной подготовке. Никто не погиб, жертв нет, но мужа и остальных осудили за терроризм.

Родные Хамзы Мускалиева, охранника на железной дороге в Кандыагаше, и Нурлана Еламанова, сварщика нефтяного предприятия, собрали для суда подписи у односельчан под просьбой пересмотреть дело. Подписались под этим 200 человек, но на руках у родных остался лишь листок с 74 подписями. Второй листок вырвали соседи, испугавшись возможных преследований за подпись под «опасной» бумагой. Прошение так и осталось на руках у родных.

Адвокаты просили суд отложить рассмотрение апелляции, поскольку им не хватило времени для изучения материалов – они слишком объемны. Но коллегия это ходатайство не удовлетворила. Дальнейшее рассмотрение проходило без прессы – журналистов попросили удалиться, хотя процесс был открытый.

– Это нарушение закона, – высказал свое мнение адвокат Толеген Болек. – И такое происходит, когда со всех трибун говорят об открытости судопроизводства. Изначально была нарушена подсудность. Дело должно рассматриваться там, где совершено преступление, то есть в Темирском районе, но суд проходил в Мугалжар­ском. По делу проходят около 50 свидетелей, 2 потерпевших, а его окончили за 3 дня. Людей обвинили в терроризме, хотя не было даже попытки, публичной пропаганды насилия тоже не было. Мы намерены обратиться в надзорную коллегию, затем в Верховный суд и международные организации.

Альмира АЛИШБАЕВА

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.