Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2787 просмотров

Турецкий гамбит. Или битва за «остров Крым»

Сейчас, когда эта страна следует в фарватере американской политики и, по сути, координирует свои действия с администрацией США, на пассивность Анкары в этом вопросе не стоит рассчитывать, по крайней мере, в ближайшем будущем. Прошедший в Симферополе 29 мая сего года Всемирный съезд крымско-татарского народа снова напомнил украинским властям о существовании незатухающего источника потенциальных конфликтов на территории Украины.

Сейчас, когда эта страна следует в фарватере американской политики и, по сути, координирует свои действия с администрацией США, на пассивность Анкары в этом вопросе не стоит рассчитывать, по крайней мере, в ближайшем будущем.  
Прошедший в Симферополе 29 мая сего года Всемирный съезд крымско-татарского народа снова напомнил украинским властям о существовании незатухающего источника потенциальных конфликтов на территории Украины. Уже не вызывает удивления степень вмешательства в процесс противостояния крымско-татарского меджлиса и русскоязычного населения международных структур, призванных, казалось бы, содействовать умиротворению сторон. Для более полного осмысления ситуации необходимо иметь чёткое представление о ролях, которые разыгрывает каждая из задействованных внешних сил. Наиболее глубокую заинтересованность в крымской проблематике проявляют Турция, Великобритания и США.

Турция, как геополитический противник России на Чёрном море, всегда пристально наблюдала за ситуацией в Крыму. Сейчас, когда эта страна следует в фарватере американской политики и, по сути, координирует свои действия с администрацией США, на пассивность Анкары в этом вопросе не стоит рассчитывать, по крайней мере, в ближайшем будущем. Те времена, когда была возможность создать геополитическую ось Анкара – Москва, безвозвратно ушли. Напомним, что турецкое правительство Кемаля Ататюрка первым признало суверенитет советского государства, что заставило активизироваться английскую дипломатию, для которой ось Анкара – Москва означала конец англосаксонскому доминированию на Чёрном море. Опасность такой геополитической конструкции осознают и в США, о чём свидетельствует дело «Эргенекон», когда совместными усилиями США и турецкой разведки были арестованы более 30 высокопоставленных турецких чиновников и генералов, планировавших свержение правящей прозападной верхушки и геополитический поворот Анкары от атлантизма в сторону Москвы.

У американцев уже существует вариант вооружённых столкновений между Черноморским Флотом РФ и крымско-татарскими боевыми отрядами, т.к. ни для кого не секрет, что с 2005г. Украина находится под внешним управлением США. Не приходится сомневаться в покровительственном отношении Вашингтона к таким группировкам, как «Адалет», чьи боевики отметились в своё время в чеченской кампании, воюя на стороне чеченских террористов. Сейчас «Адалет» объединяет не только интеллигентных политиков крымско-татарского происхождения, но и крепких парней, готовых исполнить любое указание своих лидеров. Согласно некоторым данным, у боевого крыла «Адалет» существует предварительный план действий с чётко расписанными ролями на случай обострения обстановки в Крыму. С учётом того, что подконтрольные Госдепу США структуры и фонды постоянно отслеживают ситуацию, не знать об экстремистской деятельности этой партии американцы просто не могут, особенно когда подобные группы опекаются проамериканской Турцией. Очень показательны в этом отношении слова бывшего посла США на Украине Пфайфера, подчёркивавшего недопустимость возвращения Украины в зону влияния России, и существование зарегистрированного в Вашингтоне Международного Комитета по Крыму (International Crimean Committee), на сайте которого, существующего лишь в англоязычной версии, выкладываются материалы о положении в Крыму с точки зрения американских правозащитников и стратегов. Оттуда же, из США, пытается распространить свои идеи не только на Крым, но также на всю Украину и Россию Фонд им. Генерала П. Григоренко, возглавляемый сыном П. Григоренко, Эндрю, и поддерживающий контакты со многими украинскими и крымско-татарскими политиками.

Но понимая, что американские демарши в Крыму, зачастую грубо срежессированные, вызывают лишь озлобление населения, Госдеп США достиг определённых договорённостей с Великобританией, историческим соперником России в черноморском бассейне (достаточно вспомнить участие Британии в Крымской войне 1853-1856гг.). Суть договор ённостей состоит в согласии Великобритании уговорить Турцию на определённые уступки англосаксам, в их числе и американцам, в черноморском вопросе в обмен на финансовые преференции. Английская разведка МИ-6 играет тонко на противоречиях турецких пантюркистов и исламистов, действуя по принципу «Разделяй и властвуй».

Сами турки пытаются играть в Крыму первую скрипку и живут по принципу Юлия Цезаря, утверждавшего, что лучше быть первым на деревне, чем вторым в Риме. Поэтому чрезмерную активность Соединённых Штатов турки рассматривают как покушение на свой геополитический вес и авторитет на Чёрном море. Заветной мечтой Турции всегда оставалась гегемония на «постосманском» пространстве, в связи с чем идеи пантюркизма и неоосманизма взяты на вооружение идеологической машиной турецкого государства для обоснования своих претензий на особую роль в данном регионе. Несомненно, турки и дальше будут стремиться к созданию т.н. «исламского коридора» от Кавказа через Крым до Сербии. К этому ведут многие предпосылки: комплиментарность проекта Великой Албании с проектом Великой Турции, между которыми уже поделены сферы влияния, стремление создания на сербских землях государства Санджак под протекторатом Турции, особые отношения с политическими и религиозными лидерами Боснии и Герцеговины в лице председателя президиума БиГ Сулеймана Тихича и муфтия БиГ Мустафы Церича и т.д. В противостоянии с сербами верными союзниками турок будут венгры с их претензиями на Великую Венгрию, куда входит и часть сербских земель.

Особое внимание следует обратить на некоторые из международных организаций, проявлявших ранее интерес к Чечне, а теперь, с восстановлением в Чеченской Республике конституционного порядка, переключившихся на Крым.

Например, там побывали миссионеры «Агентства по освобождению адвентистов» (ADRA). В сво ё время малоизвестная организация «Помощь Германии» подарила чеченцам $350 тыс., Датский совет по беженцам — $700 тыс., «Исламское освобождение» — $1 млн. 400 тыс., «Норвежский совет по вынужденным переселенцам» — $500 тыс., «Польская гуманитарная акция» — $75 тыс., германская организация «Help» в 2009г. «выделила» Чечне 7 млн. марок и миллион в январе 2001г. И это только официальные пожертвования. Какие суммы поступили «черным налом», можно только гадать, потому что происхождение большинства этих организаций покрыто мраком. Теперь свои финансовые потоки они переключают на Крым. Источники их финансирования неизвестны: бельгийская организация «MSF» — частные взносы, «Норвежская церковная помощь» — то же самое. Темная история и с голландским «MSF», «Salvation Army», «Кар Anamur» и со многими другими структурами, «работавшими» в Чечне. Международная организация «Врачи без границ» официально финансируется голландским правительством и неизвестными спонсорами, которые без лишнего шума перечисляют на счета организации миллионы долларов. Как выяснилось, она помогает попасть в «горячие точки» не только медикам. По данным российских спецслужб, в первую чеченскую кампанию «врачи без границ» и без медицинского образования занимались переброской тогда еще живого Дудаева в различные районы воюющей Чечни. А упомянутая германская организация «Help» на своих базах обучала чеченских боевиков минно-взрывному делу.

Британская гуманитарная (!) организация по разминированию «Хэло-Траст» финансируется Министерством международного развития Великобритании, Госдепартаментом США, Европейским Союзом, правительствами Германии, Ирландии, Канады, Японии, Финляндии, а также частными лицами. Проведение «работ по разминированию» они начали с полномасштабной топографической разведки всей территории Чеченской Республики с привязкой населенных пунктов к натовской системе координат. Сейчас представители «Хэло-Траст» пытаются «зайти» в Крым через поляков, используя польские общественные и дипломатические каналы.

К категории «странных» организаций можно отнести и «Корпус мира» (американская правительственная организация, действующая также и на территории Российской Федерации с 1992г.). В рядах этой организации было выявлено 30 сотрудников, которые занимались сбором информации о социально-политической и экономической обстановке в российских регионах, сотрудниках органов власти и управления, ходе выборов и т.д.

Не последнюю роль в переправке денег на покупку оружия и амуниции для чеченских боевиков сыграла разведывательная служба Катара «Мухабарат», оперировавшая в России под «благотворительной легендой».

Спецслужбы Саудовской Аравии используют организационные структуры исламских экстремистских организаций, действующих в других странах, — марокканские «Аль-Адль Уаль-Исхан», «Аш-Шабиба Аль-Исламия» и др., в том числе оказывая материальную помощь различного рода экстремистским организациям, включая чеченских сепаратистов. В 1992-1994гг. на территории Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкирии и Дагестана саудовские организации через созданные ими структуры открыли целую сеть подпольных полувоенных лагерей, в которых осуществлялась интенсивная идеологическая и военная подготовка «будущих защитников Ислама», а теперь в фокусе их внимания находится Крымский полуостров.

Крымско-татарский реваншизм подпитывается эмиссарами из крымско-татарских организаций за рубежом: крымско-татарская диаспора есть практически во всех крупных странах (8000 – в США, 40000 – в Румынии, 20000 – в Болгарии, 300000 – в Узбекистане и от 3000000 до 5000000 – в Турции). Естественно, наибольшую активность здесь проявляют те группы, которые базируются на турецкой территории. Самой крупной крымско-татарской организацией Турции является Kirim Tьrkleri Kьltьr Yardimlasma Dernegi (Ассоциация культуры и поддержки крымских тюрок).

Есть ещё две организации, известные более своими публикациями на тему крымско-татарской проблематики: Emel и Kirim. Kirim делает в своей деятельности непосредственный акцент на Крыме и всём, что, так или иначе, связано с проблемой крымских татар, в то время как Emel придерживается более широких взглядов, занимаясь проблемами не только татар Крыма, но и иных тюркских народов: волжских татар, кумыков, башкир, карачаевцев, ногайцев, казахов, киргизов и т.д. Примечательно, что у представителей этих организаций налажен плотный контакт с польскими интеллектуалами, в частности, с профессором университета им. Адама Мицкевича (Познань) Хенриком Янковским, деканом факультета восточных языков, чьей научной специализацией является культура, язык и история крымских татар в спектре их отношений с Польшей и Турцией. Сам же профессор Х. Янковский утверждал, что многие из его исследований на крымско-татарскую тематику были реализованы благодаря поддержке и финансированию со стороны Американского Исследовательского института в Турции и Фонда Эндрю Мэллона (США, Нью-Йорк). В самой Польше татарский вопрос и восточный вектор польской политики находится под пристальным изучением Института культуры польских татар в Гданьске. Там же, в Польше, изда ётся «Журнал польских татар». Польша планирует открытие своего консульства в Симферополе, что позволит ей проводить более активную политику на крымском направлении.

На территории Крыма обосновался Азовский исламский лицей, поддерживающий прямые контакты с религиозно-националистической сектой «Нурджуллар», действующей в России через созданные ею фирмы «Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс» и «Уфук», и решающей широкий спектр задач в интересах турецкой разведки. Данное учебное заведение регулярно посещают турецкие эмиссары с проповедями пантюркистских идей. За названием лицея скрыт тонкий геополитический намёк: целью своей политики в крымском регионе Британия и США видят вытеснение ЧФ РФ и преобразование Азовского и Чёрного морей в моря НАТО.

При этом турки в своих геополитических играх заручились поддержкой Германии, где численность турецкой диаспоры составляет 5000000 чел., и турецкий фактор всегда учитывается политическим бомондом. Поддерживая устремления Турции, немцы, таким образом, пытаются повлиять на политику Франции в Европе, которая занимает в Евросоюзе антитурецкую позицию.

России при проведении своей геополитической игры следует учитывать возникшие разногласия Турции с США, разыгрывающими «курдскую» карту, что совершенно не устраивает Анкару. Вашингтон призывает к денонсации доктрины Монтрё, в то время как Анкара держится за неё из всех сил, рассматривая как юридический барьер на пути установления американской гегемонии в Черноморском бассейне. Исходя из этого, как это ни парадоксально звучит, Турция может быть ситуативным союзником России в локальном противостоянии установлению американского господства на Чёрном море.

На языке шахмат «гамбит» означает ход, когда одна из сторон ради захвата центра или для обострения хода игры жертвует одной из фигур, чаще всего пешкой. Печально, что заокеанские стратеги и их «оранжевые» вассалы в роли пешек рассматривают крымско-татарский, русский и украинский народы.


vlasti.net
 

Автор — helen

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.