Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4466 просмотров

Казахстанские пограничные войска стали обладателями уникальных вертолетных тренажеров Ми-8

Подобных учебных комплексов по всей территории СНГ едва наберется десяток. Они уникальны тем, что позволяют проводить на земле практически все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время полета. Это и отказ всех двигателей, непогода, посадка на неподготовленной местности, неконтролируемое вращение вертолета и другие. Торжественное открытие тренажерного комплекса состоялось 1 июля на территории Бурундайской авиабазы Пограничной службы КНБ РК. Специально ради данного события в Алматы из столицы прибыл заместитель председателя КНБ РК, глава пограничной службы генерал-майор Булат Киргизбаев. Он же и перерезал традиционную ленточку перед входом в здание с тренажерами в ходе официальной церемонии.

Подобных учебных комплексов по всей территории СНГ едва наберется десяток. Они уникальны тем, что позволяют проводить на земле практически все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время полета. Это и отказ всех двигателей, непогода, посадка на неподготовленной местности, неконтролируемое вращение вертолета и другие.

Торжественное открытие тренажерного комплекса состоялось 1 июля на территории Бурундайской авиабазы Пограничной службы КНБ РК. Специально ради данного события в Алматы из столицы прибыл заместитель председателя КНБ РК, глава пограничной службы генерал-майор Булат Киргизбаев. Он же и перерезал традиционную ленточку перед входом в здание с тренажерами в ходе официальной церемонии.

Пока тренажеров два. Официально цену представители пограничной службы не озвучивали, однако, по информации некоторых источников, техническая новинка обошлась в 8 млн долларов. И, по словам генерала Киргизбаева, сумма вполне себя оправдывает, так как подготовка и переподготовка пилотов боевых вертолетов теперь будет обходиться гораздо дешевле, да и безопасней. Раньше все премуд-рости пилотирования осваивались сразу в воздухе, где, естественно, отработать действия, например в условиях потери контроля над машиной, было весьма проблематично и рискованно. Кроме того, стоит учитывать и большой расход топлива, и износ вертолетов в процессе подготовки летчиков в прошлом. Теперь же и спектр возможностей расширился, и ресурсы экономятся. Анализ расходов уже показал, что использование тренажерного комплекса дает экономию только по авиационному керосину 1 млн 440 тысяч долларов США при эксплуатации 5 часов в день пять дней в неделю 48 недель в год.

В комплекс входят два тренажера в виде пилотских кабин, соединенных с компьютерами. Первый дает возможность осваивать панели управления, и все действия пилотов отражаются на мониторе. Второй же имитирует непосредственно сам полет, соответственно и система компьютерного управления у него намного сложнее. Наверняка многие пользовались парковым аттракционом – раскачивающейся закрытой кабиной, внутри которой с помощью специальной компьютерной программы имитируется скоростное движение через всевозможные препятствия и опасности. Данный тренажер представляет собой нечто подобное, правда, гораздо более усовершенствованное. Ощущение полета внутри кабины действительно реальное. Через якобы лобовое стекло вы можете видеть перед собой не только окружающий пейзаж в трехмерной графике, но и движение вертолетных лопастей по мере их запуска и ускорения движения. Естественно, среди журналистов именно этот «аттракцион» вызвал наибольший интерес. И очередь к нему образовалась внушительная.

Итак, моим инструктором выступил начальник летно-методического отдела подполковник Михаил Шмонин. Мужчина серьезный и даже суровый, без каких-либо намеков на возможные поблажки слабому полу. Полет выполняем от и до. Стоит отметить, что наука управления вертолетом, мягко говоря, не из простых. Правда, по словам подполковника, для того чтобы научиться чувствовать машину, хватит и 14 часов усердного обучения. Общий же курс подготовки включает в себя порядка 75 часов. Притом что проходят его не новички с улицы, а выпускники летных училищ. Поэтому именно в день официального открытия местным инструкторам впервые пришлось иметь дело с не в меру любопытными «туристами», многие из которых до этого вертолеты видели либо на картинках, либо издалека и совсем не многие имели счастье летать на них в качестве пассажиров. Так что наш «полет» вел практически один Михаил, а я старательно пыталась выполнять за ним все действия, однако без особого успеха. Все происходящее внутри кабины наблюдали за пультом компьютерного управления. На мониторах там можно увидеть не только действия пилотов в кабине, но и траекторию и качество полета боевой машины. Все переговоры с пультом и с инструктором в кабине ведутся через микрофон в наушниках. Стоит отметить, что бывалые пилоты не отказывали себе в удовольствии потешаться над неумелыми дерганьями «чайников», возомнивших себя Чкаловыми. Нам с подполковником Шмониным (а фактически ему одному при моем очень скромном участии) довелось совершить аварийную посадку в условиях отказа всех двигателей в режиме планирования в воздухе.

Кстати, для особой острастки посетителям кабины устаивали дополнительные фокусы. Для начала Михаил организовал мне «11 сентября»: наша машина на полной скорости врезалась в высотный дом, и господин Шмонин не преминул сообщить, что «четвертому этажу хана». Однако пиком программы было падение носом в землю и взрыв. Стоит заметить, что в ходе такой тренировки успокаивающая мысль, что мы все же находимся на земле, частенько улетучивалась. Поэтому после бесславной «гибели» в авиакатастрофе ощущения были не из приятных. Правда, как выяснилось позже, нас попросту пожалели, поэтому клюнули мы уже после посадки и оттого и взрыв был слабеньким. Если бы шарахнули в полноценном режиме, относительно крепости наших нервов можно было бы всерьез обеспокоиться.

Комплексный тренажер вертолета Ми-8 МТВ был приобретен у НПО АВИА (Украина). Там же в сентябре прошлого года прошли подготовку и казахстанские инструкторы. Кстати, по словам генерала Киргизбаева, роль боевой авиации в охране границ планируется значительно расширить. Также, несмотря на звучащие время от времени разговоры о том, что вертолеты Ми-8 принципиально устарели, ветераны военной авиации утверждают, что как раз эти машины являются наиболее оптимальными для поставленных перед ними задач.

Кроме того, эти вертолеты регулярно модернизируются. По словам генерал-майора Киргизбаева, не исключено, что в скором будущем данный учебный центр будет принимать на обучение пилотов из других стран.

liter.kz

Автор — melafon

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.