Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

4325 просмотров

Два Мухтара

В прошлый раз мы уже писали о прямой связи недавно назначенного главы “Казатомпрома” Владимира Школьника и бывшего управляющего БТА Банка Мухтара Аблязова с обвинениями, приписываемыми ныне Мухтару Джакишеву. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с новыми фактами по этому делу.

Но вернемся в недавнюю историю. В марте 2003 года Мухтар Аблязов – один из основателей оппозиционного движения “Демократический выбор Казахстана”, и осужденный на шесть лет лишения свободы за злоупотребление служебным положением, обратился к президенту Казахстана с просьбой о помиловании. 13 мая он был освобожден из тюрьмы и выступил с публичным заявлением об отказе от политики и заявил, что возвращается в бизнес. Посчитав, что свою часть соглашения, предшествовавшего прощению, он выполнил сполна, Мухтар Кабулович искренне надеялся на адекватный ответ со стороны властей. Первым делом Аблязов планировал вернуть себе управление банком “ТуранАлем”. Однако глава БТА Ержан Татишев и слышать ничего не хотел ни о каких договоренностях, ответ его был категоричен: Аблязов может сотрудничать с банком лишь в качестве клиента. К тому же оказалось, что немалый пакет акций банка, принадлежавший Аблязову, во время его заключения был уже отписан и поделен между другими лицами. Раздосадованный подобным положением дел Мухтар Кабулович уезжает в Москву и занимается строительным бизнесом, при этом ни на минуту не забывая о своих интересах в Казахстане.

14 января 2004 года в канцелярию президента Назарбаева приходит письмо за подписью председателя совета директоров Казахстанской инвестиционной группы “Астана” Мухтара Аблязова, в которой он просит “глубокоуважаемого” Нурсултана Абишевича “поддержать план организации инвестиции частного капитала в уранодобывающую отрасль”. В письме он предлагает президенту создать казахстанское совместное предприятие: НАК “Казатомпром” (30%) – Казахстанская инвестиционная группа “Астана” (70%). В разработку предприятию было предложено передать месторождения Акдала и Центральный Мынкудук. Уже 15 января президент дает распоряжение министру энергетики и минеральных ресурсов Владимиру Школьнику рассмотреть данное предложение совместно с компанией “Казатомпром”. В тот же день Школьник направляет письмо Б. Оразбаеву, М. Джакишеву и Р. Сармурзиной с указанием: “рассмотреть и подготовить предложение”.

20 февраля 2004 года соглашением между инвестиционной группой “Astana LLP” и “Казатомпромом” создана компания “Бетпак Дала”. И дело на этом затормозилось. Аблязов месторождения так и не получил. Но именно с этого письма начинается скандальное “атомное дело”, главным виновником по которому ныне проходит бывший глава “Казатомпрома” Мухтар Джакишев.

Дважды “кинутый” и оскорбленный М. Аблязов решает возобновить забытые отношения с оппозицией, от которой он публично отказался. Осенью 2004 года он несколько раз контактирует с Жармаханом Туякбаем. Естественно, что об этих общениях становится известно в Акорде. Взволнованная чередой “бархатных революций” в Грузии, на Украине и в Кыргызстане казахстанская власть не могла не опасаться подобного альянса, да еще перед предстоящими президентскими выборами. В апреле 2005 года Аблязова приглашают в Астану.

После взаимных упреков: “Ты что там опять творишь? – А вы почему мне только обещаете?” – стороны пришли к взаимному согласию. После чего министру Школьнику поступил звонок с указанием – “дайте ему уран”. А в качестве бонуса Аблязов получил желанное кресло руководителя БТА Банка, которое пустовало после убийства (официально – несчастного случая) Ержана Татишева.

Ну а далее с высокого благословения и под прямым контролем МЭиМР начинает работать разработанная главой Astana LLP М. Аблязова схема, о которой мы упоминали в прошлом номере.

Вкратце напомним. 25 апреля 2005 года подписывается контракт № 1712, по которому МЭиМР отдает компании “Бетпак Дала” месторождение Акдала, а 8 июля контрактом № 1800 передает еще месторождение Южный Инкай. После этого Deanco Limited (оффшорная компания, Кипр), которой принадлежит Astana LLP, продает “Бетпак Далу” компании Widley Worldwide Inc. (Британские Виргинские Острова, полноценный владелец – М. Аблязов).

Далее создается компания “Кызылкум” учредителями UrAsia London, “Казатомпром” и Ульбинск, с которой МЭиМР подписывает контракт № 1799 от 8 июля 2005 года.

В сентябре в Казахстан приезжает и встречается с Н. Назарбаевым бывший президент США Б. Клинтон. Его сопровождал канадский предприниматель Фрэнк Гистра – владелец компании UraAsia Energy. Говорят, эту встречу лоббировал Аблязов. На это намекал и сам г-н Гистра, который утверждал, что переговоры он вел не с правительством, а с руководителями казахстанских компаний.

В итоге все остались довольны. Гистра заимел свой контракт менее чем через двое суток после того, как Клинтон покинул Алматы, благотворительный фонд экс-президента США получил от благодарного магната десятки миллионов долларов в виде пожертвований, глава Казахстана поддержку известного политика, а Мухтар Кабулович прекрасную возможность заработать.

В результате этой “важной встречи” на высшем уровне и состоялась успешная сделка по продаже урановых рудников, в результате которой Мухтар Кабулович получает от UrAsia Energy $350 миллионов долларов. Далее 15 сентября 2005 года компания Jeffcott Group Ltd (Британские Виргинские Острова, владеет 100% UrAsia London) продает “Кызылкум” компании UrAsia Energy за $75 млн. долларов, плюс $25 млн. опцион. Месторождения Акдала, Южный Инкай и Харассан были проданы за $450 миллионов долларов. Наконец, компания UrAsia Energy выходит на Торонтскую биржу и продается компании Uranuim One Inc. уже за $1,5 миллиарда долларов.

Еще раз подчеркиваем, что все перечисленные сделки контролировались напрямую МЭиМР под руководством министра Школьника.

В итоге В. Школьник с невинным лицом занимает место главы “Казатомпрома”, М. Аблязов примеряет на себя роль новоявленного политэмигранта в Лондоне, а за всех в застенках КНБ отдувается М, Джакишев, который виновен лишь в том, что выполнял прямые указания руководства страны.

В свое время Мухтар Джакишев не побоялся опалы и поручился за своего друга и коллегу Мухтара Аблязова, после чего тот смог выйти на свободу. Приложит ли такие же усилия Мухтар Аблязов, чтобы честно разделить ответственность за “атомное дело” в Казахстане и помочь Мутару Джакишеву?

“Свобода Слова”

Автор — bobby

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.