Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

10260 просмотров

Дайте дорогу человеку в коляске!

Куда людям на колясках хода нет, может ли такой ребёнок учиться в вузе, зачем в парламенте нужен депутат-инвалид?

Куда людям на колясках хода нет, может ли такой ребёнок учиться в вузе, зачем в парламенте нужен депутат-инвалид? В День инвалидов люди с ограниченными физическими возможностями обсуждали свои проблемы.

Дорогу ребёнку-инвалиду

Ляззат живет в Кандыагаше, учится в 9-м классе школы-гимназии. У девочки детский церебральный паралич, она с трудом ходит. Когда настало время ребенку идти в первый класс, в школе долго сопротивлялись брать Ляззат, учителя говорили, что девочке будет трудно, лучше, если она будет учиться дома. Но родители не согласились.

– Весь первый класс мы не то что водили Ляззат в школу, мы сидели с ней на уроках, то я, то отец, – рассказывает мама девочки-инвалида Жадра Туребекова. – Постепенно дочь сама стала все делать, сама на переменах выходила в туалет, девочки помогают ей, если что-то не так. И вообще, одноклассники ее очень любят и заботятся.

Сейчас Ляззат привозят и отвозят на уроки на школьном автобусе. Но ребята из класса тоже помогают: и проводить могут, и с собой на все вечеринки берут.

– У нас в классе 21 девочка и всего несколько мальчиков, все очень дружные, – говорит Ляззат. – Я рада, что вместе с другими ребятами хожу в школу. Очень хочу закончить 11 классов и поступить в институт. Психологом мечтаю стать. А вообще, очень люблю историю Казахстана. 

Ляззат очень старается учиться хорошо, хоть и приходится иногда месяцами лежать в больницах.

– Для таких детей и их родителей мы ведем общественную приемную, – рассказывает председатель общества защиты парализованных граждан Куралай Байменова. – Работаем в 3 районах: Уилском, Мугалжарском, Хромтауском. Мы работаем именно с детьми, у которых есть инвалидность, точнее с их родителями. Мы доказываем, что человек с ограниченными физическими возможностями на самом деле может получить неограниченные возможности. У нас есть такие примеры: Гульмира Сражова, Виктория Кваша, Марал Нураева – девушки, которые, будучи инвалидами, получили высшее образование. Мы выезжаем в районы, чтобы мама, у которой 7-летний ребенок-инвалид, увидела 30-летнюю девушку с образованием, добившуюся в жизни успеха, чтобы мама работала над этим ребенком, помогла войти в активную жизнь.

В музей хода нет

О Виктории Кваше наша газета писала не раз. Несчастье случилось с девушкой, когда она оканчивала школу, ей было всего 16. Сегодня Виктория имеет 2 выс­ших образования, ведет активную жизнь, работает в обществе защиты парализованных граждан. 

– Сейчас я работаю над проектом для детей «Знание – сила», – рассказывает Виктория. – В программу проекта входит посещение планетария, музеев, театра. Перед тем как начинать проект, я сама проехала везде, чтобы посмотреть, возможно ли посетить эти места на инвалидной коляске. В краеведческом музее нет пандусов, а на второй этаж ведет крутая лестница. А вот в музее Алии Молдагуловой удобно: там широкие дверные проемы и пандус на входе. Дети на колясках могут посещать и кружки в городском Дворце школьников, там есть пандус на 2-й этаж. Не совсем удобно в планетарии и театре кукол «Алакай». Хотя, согласно закону, обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры и свобода передвижения внутри зданий нам гарантирована. Но на деле это не так.  

Кроме того, инвалиды имеют право на проезд в общественном транспорте, но не все могут воспользоваться им.

– Хотя лет 10 лет назад проблемы передвижения были самыми актуальными, – говорит Виктория. – Сегодня благодаря обществу защиты парализованных граждан эта проблема частично решена, появились автобусы с подъемниками, такси для инвалидов. Мы надеемся, что когда-нибудь будем иметь действительно безбарьерный доступ для реализации своих возможностей.

Наш дом не стал резервацией

Об уникальном, единственном на весь Казахстан доме, где живут инвалиды, в начале его строительства скептики говорили, что это плохая идея – собрать вместе инвалидов. Что дом станет резервацией, а люди будут жить в нем, как в доме инвалидов.

– Но сегодня все поняли преимущества этого дома, это малозатратно, компактно, комфортно, – говорит Куралай Байменова. – Сейчас этот дом, в котором живут 33 семьи, стал местом паломничества. Все, кто приезжает из других областей, кто связан с соцзащитой, обязательно приходят туда на экскурсию. На первом этаже работает мини-реабилитационный центр, есть дневной стационар на 7 коек. Это первая ласточка. В дальнейшем, я надеюсь, мы перейдем к школам малой вместимости, стационарам, куда люди могут спокойно, без нер­вотрепки в назначенное время подъехать, получить нужные процедуры.

Зачем инвалиду идти в депутаты?

Если медицинская реабилитация инвалидов в нашей области еще как-то осуществляется, то с профессиональной реабилитацией очень трудно.

– Вопрос трудоустройства инвалидов у нас не так решается, как в цивилизованных странах, – говорит зам­начальника департамента по контролю и соцзащиты Жанна Абдуллаева. – Существует квота – 3% рабочих мест для инвалидов, то есть каждый работодатель должен создать условия для работы инвалидов. У нас, чтобы обеспечить эту квоту, 637 предприятий должны трудоустроить 1876 инвалидов. Но на деле эта цифра всего 0,9%. У нас нет механизма реализации исполнения этого закона. В Германии, Франции, если работодатель не может дать рабочие места, он перечисляет в фонд профразвития инвалидов среднегодовую зарплату. Нам нужно продвигать это всем вместе. Но для этого необходимо, чтобы инвалиды с активной жизненной позицией продвигались в маслихаты, парламент. Если такие люди станут депутатами, вопросы трудоустройства инвалидов будут активнее решаться.

– Сегодня людей с инвалидностью, которые бы хотели учиться и работать, немало. Подрастает молодежь, несколько школьников в этом году заканчивают учебу. Есть и отличники, – говорит Куралай Байменова. – Так хочется, чтобы каждый смог реализовать себя, чтобы рамок и границ было меньше.

Дети-инвалиды могут учиться в вузе

Константин Цхай,

проректор АГУ им. Жубанова

– Законодательно, за исключением нескольких технических специальностей, никаких ограничений для получения высшего образования для детей с ограниченными физическими возможностями нет. Тем более что сейчас существуют такие технологии обучения, когда можно обучаться на дому: дистанционная форма, экстернат. Другое дело, насколько этой категории людей доступно высшее образование. Квота для инвалидов – всего 1%. В абсолютных цифрах – это единицы. Поэтому очень трудно рассчитывать на то, что ребенку-инвалиду можно получить грант. Но в нашем вузе для этой категории студентов делаются скидки от 50% до полного освобождения от оплаты. Сегодня в АГУ с различными формами ограничения физических возможностей обучаются 16 человек.

17001 инвалид в Актюбинской области, из них 1745 – дети до 16 лет. На дому социальная помощь предоставляется 206 инвалидам.

Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ

Автор — nata

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • shaman

    shaman

    вот как раз те кто закончит учебу пусть идут в депутаты. свежие мозги и энергия решат много проблем!

    0
    0