Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

1962 просмотра

Казахи приняли отца и спасли ему жизнь

Читатель из Германии написал в «Диапазон» @gazeta_diapazon письмо о судьбе отца, выселенного из Украины в нашу область.

Фельдшер Гергард Штейнке в совершенстве говорил на казахском, лечил народ и принимал роды. || Фото автора

Папа Гергард Ионотанович Штейнке родился в Украине. В 1940 году он стал фельдшером, но вскоре началась война, и его как лицо немецкой национальности выслали, то есть насильно посадили в поезд и отправили в неизвестность. Семья об этом ничего не знала.

Отец рассказывал, что ехали очень долго, сначала по территории Украины, потом – России. Он потерял счет дням, и вот в начале ноября 1941 года поезд въехал в Казахстан. Остановились на станции Киргильда Актюбинской области (Алимбетовка).

Выгрузили всех из вагонов, а там уже была зима, холодно, много снега. К папе подошел подросток-казах и предложил следовать за ним. Парень сказал, чтобы он сел в сани, укутался, и они поехали.

Ехали часов 5-6, не видно было ни одного населенного пункта. Равнина, куда ни глянь – снег и снег. Это была территория в предгорьях Урала. Уже стемнело, степь сменилась холмами, а затем горами. Как бы ниоткуда появились землянки, занесенные снегом, около одной из них лошадь остановилась, возница предложил войти в избу.

Отца встретили мужчина и женщина, комнату еле-еле освещала керосиновая лампа. Почти половину комнаты занимали нары. На этих нарах члены семьи спали, ели, никакой мебели в комнате не было. Папа впервые увидел казахов, они практически не говорили по-русски, а он не знал их языка. Жестами хозяева предложили раздеться и подняться на нары – отец так и сделал. Через какое-то время мужчина начал точить большой нож. Зачем он это делал среди ночи, было непонятно, и отец, естественно, испугался. Вскоре хозяин вышел из избы и через какое-то время вернулся, таща за собой барана. В комнате топилась печь, от нее шло тепло, и отец уснул.

Через время его разбудил мужчина, на нарах перед отцом лежал дастархан, в центре которой стояло блюдо с мясом, от него исходил такой аромат, что у папы от голода закружилась голова. Хозяин держал блюдо, на котором лежала вареная голова барана. Спустя какое-то время отец узнал, что это добрый казахский обычай – встречать гостя, поднося ему на блюде голову зарезанного иногда последнего животного. Папа узнал много об обычаях гостеприимного казахского народа. Они приняли чужака, дав ему кров и пищу, спасли жизнь!

Прошло совсем мало времени и папа в совершенстве заговорил по-казахски, чем заслужил уважение жителей аула Кок-Тугай, так называлось место его жительства и труда. Как медицинский работник отец обслуживал не только жителей этого аула, но и другие населенные пункты на берегу реки Урал.

Казахские семьи многодетные, в них было самое малое по пятеро детей, а в больших – и по 12-14 детей. Многим этим детям папа помог появиться на свет. Он принимал роды на дому, удалял болевшие зубы, накладывал швы на раны и прочее.

Нужно было доставлять медикаменты из райцентра, он был в 50 км от Кок-Тугая. Это сейчас можно сказать рядом, а тогда это был дальний путь в условиях бездорожья, зимой – на санях, летом – верхом на лошади. На дорогу уходило два-три дня. Этот путь был опасен, в горах и в лесу было много волков. Несколько раз за ним гнались волки. Из райцентра папа привозил бинты, вату, марлю, медикаменты. Он вспоминал, что простой цитрамон – таблетки от головной боли – стоил 18 копеек, но не каждый мог его купить, денег у людей не было.

Один раз в месяц папа как немец должен был отмечаться в НКВД в райцентре.

В ауле жила одна-единственная русская девушка Вера Репникова, сирота из Оренбургской области, казахи ее приютили еще ребенком. Она доила коров, поила телят, нянчила детей, пасла летом скот. В 1943 году они с отцом поженились, а в марте 1944 года родился я, старший сын, потом родились еще три брата: Геннадий, Леонид и Гергард. Роды у нашей мамы принимал отец.

Спустя 10 лет папу перевели в центральную усадьбу Сарыбулакского сельского совета – поселок Эрзерум, там в семье родились еще две девочки. Все это время папа ничего не знал о судьбе своей матери, сестер и брата. Только в 1949 году получил сообщение, что их выслали в Коми АССР. Они работали в трудармии, к счастью, все выжили. Встретились они уже в 1951 году.

Отец продолжал оказывать медицинскую помощь жителям отдаленных животноводческих точек – это были Эрзерум, Шевченко, Алимбет, Кзыл-Там, Сар-Тугай, Какан-Тас и Кок-Тугай. И взрослые, и дети называли его дядя Гриша, относились с большой любовью и уважением. В 1973 году встал вопрос об отъезде в Джамбул, так как наша мама заболела и нужно было поменять климат. Провожая папу, жители села плакали и говорили:

– Кто же нас теперь будет лечить?

В Джамбуле отец работал на скорой помощи в районной больнице до ухода на пенсию. Его медицинский стаж составил 50 лет.

В 1993 году папа переехал в Германию, поселился в городе Ашаффенбург. Через время к нему переехали и мы со своими семьями. У нашего папы большое наследство: 13 внуков, 25 правнуков и 3 праправнука. Пятеро внуков и правнуков пошли по его стопам, получили медицинское образование. Гергарду Ионотановичу Штейнке 5 марта исполнилось бы 100 лет.

– Валерий ШТЕЙНКЕ, Германия, город Ашаффенбург

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Шындыкбай

    Шындыкбай

    Да покоится с миром, ЧЕЛОВЕК и ЛЕКАРЬ с большой буквы

    2
    1